Новая реальность - информационный игровой портал

Игровые системы » ZX Spectrum

Логотип ZX SpectrumZX Spectrum (произносится как: "Zed Ecks Spec-trum") 8-ми битный домашний персональный компьютер, выпущенный в 1982 году на рынке компьютеров Великобритании компанией Sinclair Research Ltd. В процессе разработки машина была известна как ZX81 Colour и ZX82, но к моменту запуска она получила привычное имя - ZX Spectrum. Название подчёркивает цветовые возможности, напрочь отсутствующие у чёрно-белого предшественника Sinclair ZX81. Официально было выпущено 8 различных моделей Spectrum. Первая модель имела всего 16 КБ памяти, а в 1987 году стал доступен ZX Spectrum +3 с 128 КБ RAM и встроенным дисководом. Неофициально у Спекки (англ. Speccy) было столько клонов и модификаций, что не хватит пальцев их пересчитать.

В Великобритании Spectrum стал таким же первым массовым компьютером, как Commodore 64 в США. В 80-х основным соперником ZX Spectrum на европейском рынке был, как ни странно, Commodore 64. Но они были не одни - BBC Micro и линейка Amstrad CPC тоже боролись за сердца рядовых пользователей. Однако в начале 90-х, в Европе и на территории бывшего СССР/СНГ можно было найти десятки клонов Spectrum, в то время как другие 8-ми битные конкуренты теряли, либо уже растеряли своих пользователей.

Благодаря невысокой цене, только за первые 17 месяцев было продано более миллиона этих машин. И это при том, что с самого начала производство машин не было налажено на должном уровне и в первое время постоянно случались задержки поставок. Низкая стоимость Spectrum обусловлена рядом факторов: использованием технологии ULA (Uncommitted Logic Array), с помощью которой большая часть схемы размещалась в одном чипе; низкими техническими и пользовательскими характеристиками, по сравнению с более дорогими компьютерами того времени; использованием бытового телевизора в качестве монитора и кассетного магнитофона в качестве внешнего накопителя.

Железо

Spectrum был собран на базе процессора Zilog Z80A с частотой 3.5 МГц  (или его клона NEC D780C-1). Оригинальная модель Spectrum имела 16 КБ (16×1024 байт) ROM и 16 КБ или 48 КБ RAM. За аппаратную часть Спекки отвечал Ричард Альтвассер (Richard Altwasser) из Sinclair Research, а корпус был создан промышленным дизайнером Риком Дикинсоном (Rick Dickinson).

Вывод картинки посредством RF модулятора позволял использовать телевизоры в качестве цветного дисплея. На экране помещалось 32 столбца × 24 строки символов из набора символов ZX Spectrum, либо из набора, идущего с программным обеспечением. Однако, как такового, текстового режима не было - у Спекки был один графически режим. Каждый символ можно было окрасить в любой из 15 цветов: 7 базовых цветов с 2 уровнями яркости и чёрный. Разрешение экрана составляло 256×192 пикселей с некоторыми ограничениями по цвету. Дело в том, что в целях экономии памяти, информация о цветах хранилась отдельно от информации о пикселях, в матрице размером 32×24. А это означало, что в прямоугольнике 8x8 (одно знакоместо) все точки окрашивались одним цветом "чернил" и имели один цвет "бумаги". Альтвассер даже получил патент за эту идею.

Каждый "атрибут" цвета состоял из: 3-х битного цвета переднего плана, 3-х битного цвета фона, бита повышенной яркости, а так же флага мерцания. Если флаг мерцания был установлен, цвета переднего плана и фона менялись местами  с определённой частотой. К сожалению, такая цветовая схема имела один большой недостаток - в играх с активным движением можно было наблюдать незапланированное изменения цвета объектов при перемещении.

Но с другой стороны, малый объём экранной памяти (около 7 КБ) позволял быстрее обновлять экран и увеличить долю ОЗУ, используемую программой.

Надо отдать должное программистам, придумывающим различные ухищрения, скрывающие этот "недостаток", но сторонники других компьютеров того времени высмеивали эту проблему. Например, у Amstrad CPC такой неприятности не было. А Commodore 64, с аналогичной схемой цветовых атрибутов, был практически лишён подобной проблемы, благодаря специальному многоцветному режиму, аппаратной поддержке спрайтов и прокрутке экрана.

Звуковые возможности ограничивались динамиком, находящимся в корпусе машины. Этого хватало для одного канала звука с 5-ю октавами. Воспроизведение музыки, особенно многоголосой, требовало использования почти всего времени процессора, так как звук полностью генерировался программно. В модели ZX Spectrum 128 была добавлена микросхема звукогенератора AY-3-8912, позволяющая воспроизводить трёхканальный звук без больших затрат со стороны процессора. Подключение этой микросхемы также было возможно и для моделей с объёмом памяти 48 КБ.

К шине расширения можно было подключить кассетник для загрузки и сохранения игр или программ.

Интерпретатор Бейсика "Sinclair BASIC" находился в ROM (вместе с базовыми системными процедурами) и был написан Стивом Викерсом (Steve Vickers) по контракту с компанией Nine Tiles Ltd.

Процедуры в ПЗУ обеспечивали базовый ввод-вывод и пользовательский интерфейс. Системные процедуры, например, печать на экран, можно было вызвать по их абсолютным адресам, из машинного кода. Расположение такой "операционной системы" и языка программирования в постоянной памяти обеспечивало перезагрузку компьютера за пару секунд, включая тестирование ОЗУ, и, что важно, к уменьшению размера программ (программист мог использовать "стандартные" процедуры, не расходуя доступную память и не теряя при этом совместимость). Архитекторами Spectrum была принята политика не изменять программу ПЗУ, несмотря на наличие в ней ошибок и недоработок. Однако, в дальнейших моделях ПЗУ всё-таки изменяли, что привело к некоторой несовместимости и программами, использующими абсолютные адреса.

У Spectrum была резиновая клавиатура (как у калькулятора), состоящая из 40 клавиш. Для упрощения ввода каждая клавиша имела несколько значений, включая и команды Бейсика. Чтобы получить нужный режим, надо было зажать определённый шифт, а иногда сразу два. При этом курсор менял свою "букву": L - для ввода строчных букв, C - для ввода заглавных букв, K - для ввода основных ключевых слов BASIC, E - для ввода дополнительных ключевых слов и операторов и G - для ввода псевдографических, управляющих символов и символов, определённых пользователем. Режим переключался как автоматически, так и с помощью управляющих клавиш Caps Shift и Symbol Shift. Более поздние модели (начиная с ZX Spectrum 128) позволяли в качестве альтернативы набирать команды языка по буквам.

До начала выпуска

У Рика Диккинса было несколько дизайнов ZX82, прежде чем он остановился на ZX Spectrum. Изменения претерпели и некоторые команды Бейсика: ARC стал CIRCLE, FORE - INK и BACK - PAPER.

Модели от Sinclair Research

ZX Spectrum 16K/48K
Spectrum 48KОригинальный ZX Spectrum запомнился резиновой клавиатурой, миниатюрным корпусом с необычным радужным оформлением (233x144x30 мм, 552 грамм). А ещё постоянными задержками как в процессе проектирования, так и в процессе производства. Только спустя 6 недель после апрельского заявления Синклера на Earls Court Computer Fair, Спекки начали выпускать. В 1982 году он был доступен с 16 КБ памяти по цене £125 и с 48 КБ по цене £175. В мае 1983 года цены снизили до £99 и £129 соответственно. Дешевеет и ZX Printer - с £59,95 до £39,95. Стал доступнее и всё ещё продававшийся ZX81 - £39,95 против £49,95. Владельцы модели с 16 КБ памяти имели возможность приобрести дополнительные  32 КБ; Апгрейд "Spectrum" можно было произвести в "Sinclair Research", если оправить его по почте. Для снижения цены дополнительные 32 Кб имели восемь 64-ти килобитных чипов, из которых только половина их ёмкости была рабочей и доступной программам. Независимые разработчики предлагали свои решения по увеличению памяти на 32 КБ, в виде модуля, подключаемого к слоту расширения. У обеих моделей было 16 КБ ROM.

Первая ревизия ZX Spectrum разошлась 60000 тиражом и отличалась светло-серым цветом клавиш. У последующих моделей клавиши стали серо-синими. На основной плате было только 16 КБ памяти. Остальная память находилась на дочерней плате. Фанатам запомнился "паук" или "дохлый таракан" - дополнительные проводки и небольшая плата, либо микросхема, компенсирующие неполадки в ULA чипе.

Вторая ревизия Spectrum появилась в конце 1982 года. Проблема с "паучком" была устранена, вся память теперь размещалась на основной плате, и в 1982-1983 годах приставки этой версии были распроданы полумиллионным тиражом.

В 1983 году было продано около миллиона Спектрумов, и в 30% случаев (16% по версии Клайва Синклера), они были возвращены покупателями из-за каких-либо неисправностей. Внушающая цифра...

Третья ревизия, появившаяся с августа 1983 года была более технологична, в ней решены проблемы с цветом при работе с немецкими и японскими телевизорами, компьютер меньше нагревается, но, увы, был частично не совместим с имеющимися программами. Разразился скандал, часть игр пришлось корректировать под новую модель.

ZX Spectrum+
Spectrum+Задумались над ZX Spectrum+ в июне 1984 года, а в продажу новая модель (размеры: 319x149x38 мм) поступила уже в ноябре. Spectrum с 48 КБ памяти, при разработке известный как TB, получил новый корпус (от неудачного QL) с обновлённой клавиатурой и кнопку сброса. Довольно быстро Spectrum+ стал продаваться вдвое лучше предыдущего, хоть и стоил 179,95£, на 50 фунтов дороже предыдущей модели. Для любителей апгрейда был доступен набор, позволяющий превратить старые машины в новые (за 20 фунтов). Эту же процедуру можно было проделать и в стенах Sinclair Research, но за 30 фунтов. В начале продаж было отмечено, что новые модели возвращали в 30% случаев, вместо привычных 5-6%. Как результат, традиционные рождественские продажи были очень низкими.

ZX Spectrum 128
В 1985 году у Sinclair начались серьёзные финансовые проблемы. Сумасшедшие эксперименты Клайва Синклера в области электромобилей, производства микросхем, и чёрная дыра Sinclair QL привели компанию к многомиллионным долгам.

Сейчас самое время поговорить о компании Investrónica, являющейся на тот момент дистрибьютором Sinclair в Испании. Investrónica помогала адаптировать ZX Spectrum+ для Испанского рынка, после того, как Испанское правительство обложило специальным налогом все компьютеры, у которых было меньше 64 КБ памяти и не существовало поддержки уникальных букв Испанского алфавита. Эта же компания приняла очень важную роль в разработке  Spectrum 128.

Spectrum 128KНовый Спекки получил 128 КБ RAM, трёхканальный звук благодаря AY-3-8912 чипу, совместимость с MIDI, серийный порт RS-232, RGB порт для монитора и внешнюю клавиатуру. В ROM, ёмкостью 32 КБ уместили усовершенствованный редактор Бейсика.

Начало продаж совпало с презентацией модели на выставке Sonimag85, проходившей 23-29 сентября в Барселоне . Цена составляла 44,250 песет (примерно £230) . В это время Британские склады были забиты не распроданными моделями Spectrum+ и Синклер даёт добро на продажи только в январе 1986 года по цене £179.95. Модели с внешней клавиатурой в продажу не поступали, но процедуры, прошитые в ROM, равно как и порт для клавиатуры, переименованный в "AUX", остались.

Процессор Z80 имел 16-ти битную адресную шину, и мог напрямую обращаться только к 64 КБ памяти. Для доступа к дополнительным 80 КБ RAM приходилось использовать переключение банков памяти - новая память была доступна как 8 страниц по 16 КБ в верхней части адресного пространства. Та же техника использовалась для доступа к дополнительным 16 КБ  ROM.

В угоду нововведениям, Бейсик пришлось дописывать. Появилась команда PLAY для звука и  SPECTRUM для переключения машины в режим 48К. При этом текущая программа на Бейсике оставалась нетронутой. А вот переключиться обратно в режим 128К было нельзя. Новые инструкции заняли место двух существующих "символов определяемых пользователем", что вызвало проблемы совместимости с некоторыми старыми BASIC-программами.

В Испанской версии логотип "128K" был на белом фоне, а в Британской на красном. Самое интересное произошло дальше. При продаже прав выпуска и торговой марки ZX Spectrum компании Amstrad в апреле 1986-го Синклер положил в эту "корзину" и разработку Investronica. Тем самым он подписал своему испанскому дистрибьютору смертный приговор. У Amstrad уже существовала своя дистрибьюторская сеть в Европе, и конкуренты ей были не нужны. К лету 1986 года производство ZX Spectrum 128 на заводе Investronica было закрыто. Последующая модель, выпущенная Amstrad (ZX Spectrum + 2), почти полностью повторяла архитектуру и схемотехнику своего испанского предшественника. Любопытно, что запуск в производство модели с 128 КБ памяти прошёл очень гладко и перспективы у машины были очень радужные (как и логотип).

Модели Amstrad

ZX Spectrum +2
7 апреля 1986 года неожиданно совершается сделка, по которой Amstrad покупает права на линейку компьютеров Spectrum и бренд "Sinclair". За эту сделку Клайв Синклер получил 5 миллионов фунтов наличными. ZX Spectrum +2 имел серый корпус с пружинной клавиатурой, двумя портами джойстиков, а также встроенным кассетным магнитофоном, именуемым "Datacorder" (как в "Amstrad CPC 464"), но в остальном машина была полностью идентична "ZX Spectrum 128". Расходы на производство были снижены, в результате чего розничные цены упали до £139-£149. В основном меню отсутствовал пункт "Tape Test", а в ROM были внесены изменения, для отображения нового сообщения об авторстве Amstrad. Эти новаторства привели к тому, что некоторые программы, напрямую обращающиеся к процедурам в ROM перестали работать.

Клавиатура выглядит «осиротевшей», ведь на ней почти не осталось ключевых слов Бейсика, за исключением LOAD, CODE и RUN, которые часто использовались при загрузке игр. Всё бы ничего, но если программист попадал в режим 48k, что-либо набирать вслепую было трудновато.

ZX Spectrum +2A

В 1987 году был выпущен ZX Spectrum +2A. Он был сделан для того, чтобы линейка машин стала однороднее. На корпусе по-прежнему красовалась надпись "ZX Spectrum +2", но цвет корпуса вновь стал чёрным, как у первых моделей. "+2A" был сделан на основе "+3", с моделью ROM 4.1 и материнской платой, на которой было значительно уменьшено количество чипов - большинство из них интегрировали в ASIC-микросхему. Привод диска и оборудование для него из модели "+3" были заменены на кассетный привод, как в оригинальном "+2". Первоначально Amstrad планировала вывести интерфейс для диска, но это так и не было реализовано. Как и в случае с "ZX Spectrum +3", некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K были несовместимы с этой моделью.
В конце 1987 года, появление ZX Spectrum +2B означало перевод производства из Гонконга в Тайвань.

ZX Spectrum +3
ZX Spectrum +3 выглядел аналогично +2, но вместо кассетника имел встроенный 3-х (не 3,5'') дюймовый дисковод, как и Amstrad CPC 6128. Продажи модели начались в 1987 году с ценовой планки в £249, которую позже опустили до £199. Это была единственная модель Spectrum, способная запускать операционную систему CP/M без дополнительного оборудования.

У "+3" появилось ещё два ПЗУ по 16Кб, включающие в себя вторую часть реорганизованной 128 ROM и дисковую операционную систему "+3". Это была модифицированная  версия AMSDOS от Amstrad, названная +3DOS. Оба ПЗУ и два оригинальных ПЗУ теперь были объединены физически в 2-х 32Кб чипах. Для запуска CP/M, требующей наличие RAM в нижней части адресного пространства, был усовершенствован механизм переключения банков памяти.

Всевозможные изменения привели к тому, что некоторые старые игры 48K и 128K не запускались на этих машинах. "+3" стала последней официально моделью Spectrum и выпускалась до декабря 1990 года.

Модели, не вышедшие на рынок

Одним из проектов Синклера был Loki (аббревиатура от Low-cost Colour Computer, LowCCC или LC3). Концептуальный дизайн этого компьютера был начат в конце 1985 года, после успеха ZX Spectrum 128 в Испании. Однако из-за недостатка средств в Sinclair Research работы велись крайне медленно и даже не дошли до создания макета. Была разработана спецификация, по которой компьютер должен был иметь процессор Z80H 7МГц, память 128К, обладать разрешением экрана до 512×256 точек и отображать до 256 цветов. Кроме того, предполагалось оснастить его RGB- и телевизионными выходами, буферизированной системной шиной, последовательным портом, двумя портами джойстиков и тремя портами MIDI, стереозвуком и устройством захвата изображения. Планировалось предусмотреть возможность подключения дисковода, жесткого диска, CD, модема и мыши. Цену на этот "Super Spectrum" предполагалось установить на уровне £200. Однако трезвая оценка стоимости и сроков разработки подобного компьютера вызывала серьезные сомнения в реализуемости этих планов. Проект был окончательно заброшен летом 1986 года.

Ещё более загадочным был проект Janus, который по сути являлся Loki, но в консольном исполнении. Задумывался он как прямой конкурент консолям Sega и Nintendo, но, судя по всему, только задумывался.

Клоны

В США интересы Sinclair представляла корпорация Timex Corporation. Начало сотрудничеству положили клоны ZX81 - TS 1000 и TS 1500. Однако Timex пошла дальше. Серьёзная конкуренция со стороны Commodore 64 заставили компанию выпустить свои версии Spectrum с улучшенным звуком, новыми графическими режимами и другими модификациями. TS 2048 и Timex Sinclair 2068 из-за своих новшеств не были полностью совместимы со Spectrum. О том, как Commodore разобралась с Timex и другими конкурентами можно узнать на страничке Commodore 64.

Однако, инновации от Timex в будущем были подхвачены Sinclair Research. Например, в так и не вышедшем портативном Spectrum - Pandora, задумывалась поддержка высоких разрешений, как в TS2068. У Pandora должен был быть плоский экран, аналогичный тем, что использовались в портативных телевизорах Timex, а так же нашумевшие Microdrive. Правда, у самой Пандоры ничего не вышло - проект был заброшен. Однако в 1986 году, после того, как Синклер лишается своей компании, он основывает Cambridge Computer Ltd. и уже в 1987 году появляется Cambridge Computer Z88, правда, от проекта Pandora в нём мало чего осталось.

В Великобритании компания, торгующая периферией Miles Gordon Technology (MGT) выпустила SAM Coupé - потенциального последователя, совместимого с Spectrum. Но в 1989 году на рынке уже вовсю властвовали 16-ти битные решения: Commodore Amiga и Atari ST, так что производство Сэма остановили спустя 3 года.

Отдельного упоминания стоят неофициальные клоны Spectrum, в большом количестве выпускающиеся на территории бывшего СЭВ (Восточный Блок). Руку к этому приложил небезызвестный Роберт Максвелл, и с его лёгкой руки начали производиться клоны сначала в Чехии и Югославии, а потом уже и в других странах. В Румынии, к примеру, можно было приобрести Tim-S, HC85, HC91, Cobra, Junior, CIP, CIP 3, Jet. Некоторые модели имели операционную систему CP/M и 5.25"/3.5" дисководы. В Южной Америке так же было выпущено немало клонов, например, Microdigital TK 90X и TK 95.

В СССР клоны ZX Spectrum собирались как на крупных, так и сотнях небольших предприятий. Известно около 50 таких клонов, а некоторые из них до сих пор выпускаются - Pentagon и ATM Turbo.

В Индии компания Decibells Electronics продавала лицензионные версии Spectrum+ с 1986 года. "db Spectrum+" был очень тепло принят в Индии и продавался до 1990 года.

Периферия

От компании Sinclair на рынке компьютерного железа можно было достать некоторые "запчасти" к Spectrum, например ZX Printer. Правда, стоит упомянуть, что принтер этот остался со времён ZX81 и подключался к той же шине расширения.

Модуль ZX Interface 1 включал в себя 8Кб ROM, серийный порт RS-232, собственный LAN интерфейс (ZX Net), и интерфейс для подключения 8 ZX Microdrive - не сильно надёжных, но высокоскоростных картриджей с магнитной лентой внутри появившихся в июле 1983 года. Микродрайвы, кстати, использовались в последствие и в компьютерах Sinclair QL, правда, логически они не были совместимы со Спектрумовскими.

ZX Interface 2 добавлял два порта джойстиков и слот для ROM картриджей. Правда, ёмкость картриджей не могла превышать 16 КБ! Да, скорость загрузки приятно поражала, но стоимость каждого картриджа в 14,95 фунтов за маленькие и неинтересные игры была явно завышена. Кроме того, картридж, как и сам ZX Interface 2, не фиксировался механически. В случае его извлечения при включенном питании, компьютер мог выйти из строя. Как результат, было продано всего 30 тысяч этих устройств.

А от сторонних производителей периферии было просто тьма. С начала 1983 года различные компании начинают производство периферийных устройств для ZX Spectrum. Одними из первых появляются: полноценная клавиатура и модулятор звука для телевизора. Эти устройства призваны исправить врожденные недостатки компьютера. Также появились: интерфейс джойстика Kempston, интерфейс Morex Peripherals Centronics/RS-232, модуль Currah Microspeech  (голосовой синтезатор), Videoface Digitiser, блок RAM, Cheetah Marketing SpecDrum (драм машина), Multiface - инструмент для создания снапшотов и дизассемблирования от Romantic Robot.

Из дисковых интерфейсов стоит отметить Abbeydale Designers/Watford Electronics SPDOS, Abbeydale Designers/Kempston KDOS и Opus Discovery. Интерфейсы SPDOS и KDOS сначала поставлялись с офисными программами (текстовый процессор Tasword, базы данных Masterfile и OmniCalc). Самыми популярными системами для флоппи дисков были DISCiPLE (1987) и +D (1988 год) от Miles Gordon Technology. Обе системы могли делать снимки памяти на диск, чтобы потом быстро возвращать Spectrum в нужное состояние. На уровне синтаксиса команд системы были совместимы с Microdrive. Дисковые интерфейсы Beta Disk Interface (Technology Research Ltd, 1984) и Beta 128 Disk Interface (1987) прижились в странах Восточной Европы и в России.

В середине 80-х компания Micronet800 запустила сервис, позволяющий пользователям подключать свои ZX Spectrum посредством модема Prism Micro Products к BBS, известной как Micronet. Сервис напоминал интернет, но был частным и платным.

Программное обеспечениеи игры

Пожалуй, ни один другой компьютер не может похвастаться такой игровой библиотекой, как  Spectrum. Порядка 20000 наименований, не говоря о тех играх, что выпускаются до сих пор! Компьютер был прост в освоении и стал отправной точкой для многих программистов. Аппаратные ограничения Spectrum требовал от разработчиков игр определённого уровня сообразительности, так что многие игры Spectrum очень креативные и до сих пор тепло воспринимаются игроками. Ранние модели Spectrum стали излюбленными игровыми платформами даже при том, что в них отсутствовали встроенные порты для джойстиков, звук был примитивным, а поддержка цвета была оптимизирована для текстового дисплея.

Однако, помимо игр для Спекки было выпущено много всего другого. Различные языки программирования, базы данных, текстовые процессоры, офисные пакеты, программы для черчения, рисования и даже 3D моделирования. Астрономы, астрологи и археологи, например, так же имели в своём распоряжении специфическое программное обеспечение.

Лучшие игры ZX Spectrum я не рискну назвать. Их очень много, вы просто устанете читать.

Распространение

Большинство программного обеспечения Spectrum распространялось посредством обычных аудио кассет. Spectrum прекрасно работал с обычными бытовыми кассетниками, правда, по нынешним стандартам, загрузка занимала много времени.

Несмотря на хвалебные отзывы в прессе об ZX Microdrive, не было ни одной большой или хорошей игры, которая была бы выпущена для микродрайва, т.к. вызывало сомнение качество картриджей, а цена их была завышенной. Из всего разнообразия игр для ZX Spectrum, менее 30 распространялись на картриджах или имели встроенную поддержку ZX Microdrive.

Несмотря на популярность систем DISCiPLE и +D, большинство программного обеспечения под них было утилитами. ZX Spectrum +3 был встречен очень тепло благодаря встроенному дисководу. Более, чем 700 игр было выпущено на 3-х дюймовых дисках в период с 1987 по 1997 года.

Так как Спекки изначально имел Бейсик, стало логичным печатать в различных журналах и книгах листинги игр и программ. После набора программы пользователь мог сохранить её на кассету и использовать сколько угодно раз. В журналах можно было найти не только программы на Бейсике, но и шестнадцатеричные машинные коды игр и утилит. Но некоторые журналы пошли ещё дальше, печатая 7-ми дюймовые гибкие пластинки (аналог виниловых), которые можно было прослушать на стандартном проигрывателе. Эти диски называли floppy ROM.

Ещё одним, нетипичным способом получения программ стали радио и телевидение. В Европе такой способ трансляции имел место быть.

Копирование программ

Для Spectrum можно назвать не одну утилиту для копирования. Данные можно было перегонять с одной кассеты на другую, на микродрайв, а позже и на дискеты. Чтобы затруднить несанкционированное копирование, издатели принимали меры по защите - различные схемы загрузки. Были и другие способы осложнить жизнь любителей копировать. Например, игра запрашивала специальное слово, которое можно было найти в документации (трилогия Silicon Dreams). Кое-кто пошёл ещё дальше, и вместе с игрой шло физическое устройство, например Lenslok к игре Elite.

Специальное оборудование, как Multiface от Romantic Robot позволяло одним нажатием кнопки сбросить дамп памяти ZX Spectrum на диск или кассету, так что, все системы защиты от копирования стали неэффективными.

В наше время существует программное обеспечение, проигрывающее дампы игр с ПК. Если подключить "живой" Spectrum к компьютеру одним из нескольких способов, можно загрузить игру.

Разработчики

Некоторые из известных разработчиков игр начинали свою карьеру, создавая игры для ZX Spectrum. Это David Perry из Shiny Entertainment, Tim и Chris Stamper (основатели Ultimate Play The Game, более известной как Rare. Ещё можно вспомнить Julian Gollop (Chaos, Rebelstar, X-COM series), Matthew Smith (Manic Miner, Jet Set Willy), Jon Ritman (Match Day, Head Over Heels), The Oliver Twins (серия Dizzy), Clive Townsend (Saboteur), Pete Cooke (Tau Ceti), и Alan Cox. Несмотря на то, что звук Spectrum не шёл ни в какое сравнение с Commodore 64, компьютерные музыканты David Whittaker и Tim Follin выпустили запоминающиеся многоканальные мелодии для Спекки.

Jeff Minter портировал некоторые свои игры с Commodore VIC-20 на ZX Spectrum.

Сообщество

С самого начала ZX Spectrum был окружен любовью и вниманием. Для него выпускалось несколько журналов, например Sinclair User (1982), Your Sinclair (1983) и CRASH (1984). В начале журналы были технически-ориентированными с описаниями Спекки, машинных кодов и листингами программ. Поздние выпуски были в основном ориентированы на игры. Спекки не был обделён вниманием и таких изданий, как Computer Gamer, Computer and Video Games, Computing Today, Popular Computing Weekly, Your Computer и The Games Machine.

Известно более 80-ти электронных журналов про ZX Spectrum, в основном, на русском языке. Самые известные из них -  AlchNews (Британия), ZX-Format (Россия) и Spectrofon (Россия).

Интересные факты

Проблема качественного изображения в ZX Spectrum до конца решена не была. Пользователи жаловались на проблемы с цветом и качеством картинки. В итоге это вылилось в появление RGB-выхода у модели ZX Spectrum 128. Стоит сказать, что видеовыход "без потери качества" был предусмотрен еще в самой первой модели ZX Spectrum, однако из-за экономии он был реализован нестандартно, и традиционным путём подключиться к RGB-входу телевизора не получалось.

Потеря качества изображения из-за кодирования в PAL затрудняла работу с графикой и цветным текстом. Однако у "медали" была и оборотная сторона - размытость картинки часто скрывала недостатки слабой графики.

За вклад в развитие британской промышленности основатель фирмы Sinclair Research Ltd Клайв Синклер по ходатайству Маргарет Тетчер был награждён королевой Великобритании не передающимся по наследству званием "Рыцарь королевского Ордена"
 
В 1983 году премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер презентовала "ZX Spectrum" японскому премьер-министру, как символ британского технологического прогресса.

Существует "неофициальная" версия ПЗУ для Spectrum 48K, под именем ZX Spectrum +4, разработанная Эндрю Оуэном в 2000 году.

22 символа в "графическом" (или "G" по виду курсора) режиме позволяло локализовать программы для использования больших русских букв. Однако этого не хватало для маленьких букв, а также решение не подходило для ввода данных пользователем.

Для обращения к дисководу использовалась запись с комментированием (RANDOMIZE USR 15619 : REM : LOAD "PROGRAM"), то есть при физическом отсутствии дисковода команда будет игнорирована.

Технические характеристики:

  • Процессор: Zilog Z80A или его клон NEC D780C-1
  • Частота процессора:  3.54 МГц
  • Память:
    • RAM: 16Кб / 48Кб (128 Кб у 128K модели)
    • ROM: 16 Кб (32 Кб у 128K модели)
  • Видео:
    • графическое разрешение: 256 x 192 пикселей
    • 8 цветов, 2 уровня яркости
  • Звук: Полностью программный, максимальная доступная 233+ килогерц - мы слышим до 20 :)
  • Ввод-вывод: шина Z80, магнитная лента, RF для телевизора, внешняя цифровая клавиатура (Spectrum 128), RS232 - MIDI вывод, RGB, джойстик (Spectrum 128, +2, +2A, +3)
  • Носители: кассеты и дискеты. Микродрайвы и картриджи не были широко распространены