Новая реальность - информационный игровой портал

Игровые системы » Commodore 64

Commodore64 logoCommodore 64 - 8-ми битный домашний компьютер, выпущенный в январе 1982 года компанией Commodore International. Массовое производство было запущено весной, а в широкой продаже компьютеры появились в августе 1982 года по цене в 595$. Предшествовали C64 Commodore VIC-20 и Commodore MAX Machine. Компьютер щеголял 64 Кб памяти, а его графические и звуковые возможности опережали IBM-совместимые компьютеры того времени! Commodore 64 известен так же как C64 или C=64 (благодаря логотипу на корпусе), а так же как CBM 64 (Commodore Business Machines), и VIC-64.

За жизненный цикл Commodore 64 было продано более 17 миллионов единиц, что стало абсолютным рекордом продаж среди персональных компьютеров. Сей факт занесён в Книгу Рекордов Гиннеса. За период с 1983 по 1986 года Commodore 64 занимал от 30% до 40% рынка компьютеров США, с ежегодными продажами в 2 миллиона, оставляя позади клоны IBM PC, а так же компьютеры от Apple и Atari. Сэм Трэмиел, бывший президент Atari в 1989 году признался "Когда я был в Commodore, мы производили 400000 C64 ежемесячно на протяжении нескольких лет."

Успеху способствовал тот факт, что компьютеры продавались в крупных магазинах и даже в магазинах игрушек, а не только в специализированных маркетах. Ещё одним плюсом было то, что C64 напрямую можно было подключить к телевизору, без каких-либо модификаций.

Стоит ли говорить, что было разработано более 10000 коммерческих программ, включая различные средства разработки, офисные приложения и игры. Второе дыхание Commodore 64 получил с развитием компьютерной демо сцены. И в наше время некоторые энтузиасты используют Commodore 64 в своих целях.

С 28 марта 2008 года игры Commodore 64 доступны для Nintendo Virtual Console в Европе. Первыми ласточками стали Uridium и International Karate. 23 февраля 2009 года этот же сервис стал доступен и в США с первыми играми International Karate, The Last Ninja и Pitstop II.

История создания

В январе 1981 года перед MOS Technology, Inc., дочерней компанией Commodore была поставлена задача - разработать графический и аудио чипы для игровых приставок следующего поколения. Разработка заняла почти год и разродилась в ноябре двумя чипами: MOS Technology VIC-II (графика) и MOS Technology SID (звук).

Проект игровой консоли -  Ultimax или Commodore MAX Machine, возглавил Yash Terakura из Commodore Japan. Однако, вскоре проект был заморожен, хотя, некоторое количество машин всё же было произведено для Японии.

В это же время Robert "Bob" Russell (системный программист и разработчик архитектуры VIC-20) и Robert "Bob" Yannes (разработчик SID) раскритиковали текущую линейку продуктов Commodore, нацеленную на бизнесменов, являющуюся продолжением линейки Commodore PET. Не без помощи Al Charpentier (разработчик VIC-II) и Charles Winterble (менеджер MOS Technology), они предложили тогдашнему CEO Commodore Джеку Трэмиелу толкового бюджетного последователя VIC-20. Трэмиел настоял, чтобы у машины было 64 Кб памяти. 64KB DRAM в то время стоило около 100$, но он был уверен, что к моменту запуска в производство, цены снизятся. В ноябре Трэмиел назвал дату завершения работ - первые выходные января 1982 года — дата проведения Consumer Electronics Show.

Кодовое имя продукта значилось как VIC-40, недвусмысленно намекая на связь с предшествующим VIC-20. Команда разработчиков состояла из Bob Russell, Bob Yannes и David A. Ziembicki. Дизайн, прототипы и несколько демонстрационных программ были закончены вовремя, но для этого команде пришлось работать в течение всех зимних праздников.

Commodore BASIC 2.0 заменил собой более продвинутый BASIC 4.0 из серии PET, ведь C64 задумывался как простенький домашний компьютер и ему не были нужны дисковые функции из BASIC 4.0. Такой шаг был сделан сознательно, ведь рядовым пользователям вряд ли бы понадобились команды прямого доступа к диску, для них было важнее иметь большее количество цветов и улучшенный звук.

После презентации, VIC-40 был переименован в C64. Напомню, что бизнес продукты Commodore имели одну букву в названии, после которой шла ёмкость памяти (например P128 или B256).

Впечатляющий дебют C64 состоялся в январе 1982  года на зимней Международной выставке потребительской электроники (англ. Consumer Electronics Show). Как вспоминает David A. Ziembicki: "Мы видели, как у людей из Atari от удивления отваливались челюсти, 'как вы сделали такое за 595$?'" Ответ был прост. Commodore владела производителем чипов MOS Technology, и себестоимость каждого C64 составляла всего 135$.

Победа

На момент дебюта C64 в 1982 году, рынок домашних компьютеров США уже был забит всевозможным железом. Но благодаря техническому превосходству и хорошей цене, Atari 8-bit 400, 800 и Apple II быстро отошли на второй план. Atari 400 и 800 в аппаратном исполнении были похожи, но использовали сторонние чипы для графики и звука, что сказывалась на цене. Apple IIe, последний в линейке Apple II мог похвастать более высоким разрешением экрана, чем C64, но с цветами совершенно не дружил. 16-ти цветный C64 с потрясающим звуком очень быстро разобрался со всеми конкурентами. Возможности апгрейда Apple II были возможны благодаря встроенному порту расширения, в то время как  у C64 была возможность подключать картриджи. Однако, в эти картриджи можно было смонтировать ROM, RAM, дополнительные процессоры и всё что угодно ещё.

На рубеже 82-83 годов все 4 машины по объёму памяти находились в одной весовой категории. 48 Кб у Apple II+ (увеличенные до 64 Кб в Apple IIe) и 48 Кб у Atari 800. Но Apple II стоил 1200$, а Atari 800 - 899! Одним из ключевых успехов C64  стала агрессивная ценовая политика. В рекламных роликах чётко подчёркивалась разница цен и превосходство C64.

Commodore распространяла C64 не только посредством сети авторизованных дилеров. Компьютеры можно было найти на прилавках различных маркетов, в том числе и тех, что торговали игрушками. У C64 был встроенный RF модулятор, благодаря которому подключение к телевизору не вызывало трудностей. Это позволило, как ранее VIC-20 конкурировать с игровыми приставками, например с Atari 2600. Как и Apple IIe, C64 мог выводить композитное видео, что давало возможность подключения к монитору для более чёткой картинки.

Агрессивная ценовая политика, использованная Commodore для широкого распространения C64, считается основным катализатором краха рынка видеоигр в 1983 году. Тогда Commodore предложила покупателям программу возврата денег после покупки (rebate) в размере 100 долларов, если покупатель пришлёт в обмен любую видеоприставку или компьютер. Некоторые дилеры, распространяющие товары по почте, а также розничные магазины, использовали возможности этой программы, предлагая при покупке C64 купить в комплекте Timex Sinclair 1000 менее чем за 10 долларов, чтобы покупатель мог отослать его Commodore, получить скидку и, таким образом, вернуть себе около 90 долларов. Timex Corporation ушла с рынка в течение года. Успех VIC-20 и C64 в значительной степени способствовал также уходу с рынка домашних компьютеров TI-99/4A фирмы Texas Instruments и других конкурентов. Таким образом Трэмиел отомстил TI, которая в 70-х почти разорила Commodore со своими калькуляторами.

В 1984 году, Commodore выпускает Commodore Plus/4. Plus/4 поставлялся с цветным дисплеем, BASIC 3.5 и встроенным программным обеспечением. Однако, Commodore сразу же раскритиковали за то, что новый компьютер не совместим с C64. Plus/4 не мог на аппаратном уровне управляться со спрайтами, да и звуковые таланты у него были скромнее.

В Европе C64 был встречен конкурентами: Sinclair ZX Spectrum, BBC Microcomputer и Amstrad CPC 464. В Великобритании Spectrum начали продавать на несколько месяцев раньше C64, и стоил он в 2 раза дешевле. Благодаря этому Spectrum быстро стал лидером на рынке и Commodore не смог ничего противопоставить. В начале 1983 года C64 дебютировал с ценой в £399, в то время как Spectrum стоил £175. Во второй половине 80-х C64 уделал по популярности Spectrum, особенно после декабря 1990 года, когда поддержка Spectrum была прекращена.

Несмотря на несколько попыток Commodore свернуть продажи C64, в угоду её других дорогостоящих продуктов, сделать это было непросто. В 1988 году Commodore продала 1.5 миллионов C64 по всему миру. Даже после того, как в 1990 году в США поддержка C64 была прекращена, компьютер был всё ещё очень популярен в Великобритании и Европе. Только в марте 1994 года на CeBIT (Ганновер, Германия) Commodore заявляет, что поддержка C64 окончательно прекратится в 1995 году. Компания заявила, что производство дисковода для C64 обходится дороже чем сам компьютер. Иронично, в апреле 1994 года компания объявила о своём банкротстве.

Семейство C64

1982: Commodore выпускает Commodore MAX Machine в Японии. В США система была известна как Ultimax, а в Германии как VC-10. MAX позиционировался как игровая приставка с ограниченными компьютерными возможностями, но продажи остановились спустя несколько месяцев, т.к. спрос на него в Японии был очень низким.

1983 год стал попыткой для Commodore свергнуть в учебных заведениях с престола Apple II. Напомню, что в то время в школах предпочитали ставить компьютеры от Яблочной компании. Educator 64 представлял собой самый обыкновенный C64 с монохромным монитором в корпусе PET. Монолитный корпус для школ был предпочтительнее, т.к. его было сложнее повредить, сломать или украсть.

В 1984 году Commodore выпускает SX-64 -  портативный C64. SX-64 стал первым полноцветным портативным компьютером. В базе помещался 5-ти дюймовый монитор и дисковод 1541- й модели. SX-64 не имел разъёма подключения кассетника.

Commodore, обломавшись со своим Plus/4, решила, что лучшими последователями C64 могут стать Commodore 128 и 128D (1985 год). Кроме увеличенной ёмкости памяти, Бейсик был дополнен графическими и звуковыми командами, и были добавлены текстовый режим с 80 столбцами и полная совместимость с CP/M.

В 1986 появляется Commodore 64C (C64C), функционально идентичный оригинальному C64. Изменению подвергся прежде всего дизайн. Однако, внутренняя начинка так же была изменена. C64C получил обновлённые чипы SID, VIC и ввод-вывод, а вольтаж снизили с 12 до 9 вольт. В США C64C частенько комплектовался GEOS - графической операционной системой. Дисковод Commodore 1541 был заменён на изящный 1541c. Позже появилась уменьшенная модель 1541-II, наравне с 3.5" 1581 ёмкостью 800 Кб.

В 1990 году C64 переиздаётся в виде игровой консоли - C64 Games System (C64GS). Материнская плата была видоизменена, чтобы картриджи вставлялись сверху. Бейсик заменили на модифицированный ROM, который при загрузке подсказывал пользователю вставить картридж. C64GS стал следующим коммерческим провалом Commodore, и в Европе его никто не увидел вообще.

В 1990 году появился прототип последователя C64 - Commodore 65 (или "C64DX"). Однако, председатель Commodore - Ирвинг Гоулд (Irving Gould) в 1991 году отказал в поддержке проекта. C65 был очень хорош в качестве 8-ми битного компьютера. 256 цветов на экране и другие возможности бросали тень позора на продвинутые Амиги, и C65 вероятнее всего составил бы им конкуренцию - допускать такое было нельзя.

Клоны C64

В середине 2004 года, после 10-ти летнего отсутствия на компьютерном рынке компания Tulip Computers BV, с 1997 года владеющая брендом Commodore анонсирует игровую приставку C64 Direct-to-TV (C64DTV), на базе C64 с 30 встроенными играми. За дизайн отвечал Jeri Ellsworth. После начала продаж продвинутые юзеры поустанавливали на приставку дисководы 1541, жёсткие диски, вторые джойстики, клавиатуры и прочее железо, вернув функционал стандартного Commodore 64.

А энтузиасты до сих пор выпускают различное железо для C64: сетевые карты, адаптеры для жёстких дисков и интерфейсы для подключения флэш карточек..

Программное обеспечение

В начале жизненного цикла с графическими и звуковыми возможностями C64 могли конкурировать только компьютеры семейства Atari 8-бит. В те ветхие времена большинство IBM PC совместимых компьютеров имели только чёрно-белые видеокарты, без какого-либо намёка на графику, а звук ограничивался низкокачественной пищалкой. C64 часто присваивают славу зарождения компьютерной субкультуры, известной как демосцена. Даже после появления 16-ти битных Commodore Amiga и Atari ST в 1985 году, C64 всё ещё оставался популярной платформой для разработки демо-сцен, вплоть до начала 90-х.

Не совру, если скажу, что C64 до сих пор используется доя создания демосцен. От гениального 8-ми разрядного компьютера и его графической подсистемы добивались таких эффектов, о которых сами разработчики не подозревали! Особенного внимания заслуживает звуковой чип, который можно найти на специальных звуковых карточках для PC либо в синтезаторе Elektron SidStation.

Несмотря на то, что C64 был выпущен в 1982 году, он достаточно уверенно конкурировал с Nintendo Entertainment System (с 1983 в Японии) и Sega Master System (с 1985 в Японии), благодаря огромной библиотеке игр. В 80-е Commodore 64 использовался для чтения Bulletin Board Systems (BBS).

Альтернативные операционные системы

О GEOS я уже упоминал ранее. Существовало ещё две совместимые с ней системы: Wheels и GEOS megapatch. Обе требовали аппаратного дополнения к стандартному C64.

Из других систем стоит отметить WiNGS OS, Юникс-подобный LUnix, а так же OS Contiki со 100% графическим интерфейсом. Из менее известных систем можно назвать ACE, Asterix, DOS/65 и GeckOS.

Была доступна и CP/M, но для своей работы эта система требовала внешнего процессора  Z80 на шине расширения. Другим неудобством стало то, что Z80 работал на заниженной частоте, для совместимости с шиной памяти C64, так что, производительность CP/M была низкой и вообще, эта система плохо приживалась на железе C64.

Технические характеристики    

Commodore 64Начинка

  • Процессор:
    • MOS Technology 6510/8500 (изменённый 6502 со встроенным 6-ти битным портом ввода-вывода)
    • Частота: 0,985 МГц (PAL) или 1,023 МГц (NTSC)
  • Видео: MOS Technology VIC-II 6567/8562 (NTSC), 6569/8565 (PAL)
    • 16 цветов
    • Текстовый режим: 40×25 символов; 256 программируемых символов размером 8x8 пикселей (или 4×8 в многоцветном режиме); 4-х битнаяRAM отвечала за цвет фона
    • Графические режимы: 320×200 (2 цвета для матрицы 8×8), 160×200 (3 цвета + 1 общий цвет для матрицы 4×8)
    • 8 аппаратных спрайтов размером 24×21 (12×21 в многоцветном режиме)
    • Плавное перемещение растровой графики, управляемое по прерываниям.
  • Звук: MOS Technology 6581/8580 SID
    • 3-канальный синтезатор с программируемой огибающей ADSR
    • 8  октав
    • 4 формы огибающей: треугольная (triangle), пила (sawtooth), пульсирующая (variable pulse), белый шум (noise);
    • Синхронизируемый осциллятор, позволяющий осуществлять кольцевую модуляцию сигнала. Используется для диссонантного звучания и негармонических эффектов;
    • Программируемый фильтр, имеющий режимы фильтрации: высоких частот, низких частот, произвольной полосы пропускания, узкополосной фильтрации.
  • Ввод-вывод: два 6526 Complex Interface Adapters
    • 16 бит параллельный ввод-вывод
    • 8 бит серийный ввод-вывод
    • Time of Day clock (TOD)
    • 16 бит cascadable timers
  • RAM:
    • 64 Кб, 38911 байт доступно для программ Бейсика
    • Возможность увеличения до 320Кб с помощью Commodore 1764 RAM Expansion Unit (REU). Другие аппаратные решения теоретически позволяли увеличить RAM до 16 Мб512 байт памяти цвета
    • ROM:
    • 20 Кб (9 Кб BASIC 2.0; 7 Кб KERNAL; 4 Кб для хранения информации о символах)
  • Порты ввода-вывода и питание
    • Разъёмы Commodore 64: картриджа, RF-adj, RF, A/V, 488, кассет, юзер + Joy1, Joy2, питания
    • Порты вводы-вывода:
    • Картриджный слот расширения (доступ к шинам данных-адреса и управляющим сигналам процессора 6510, питание)Встроенный антенный RF модулятор с RCA коннектором. Использовались каналы с 36 и выше.
    • 8-контактный DIN коннектор для композитного видео, отдельный вывод яркости и контрастности и ввод-вывод звука. В ранних C64 использовался 5-ти  контактный коннектор DIN.Серийная шина (IEEE-488, 6-ти контактный DIN разъём) для CBM принтеров и дисководов
    • Кассетный интерфейс Commodore Datassette на 300 бод в стиле PET (сигналы: мотор, читать, писать, чувствительность; питание: земля, +5 вольт)
    • Порт пользователя (сигналы RS-232, для модемов. Так же есть возможность подключения сторонних принтеров с параллельным интерфейсом)
    • 2 DE9M порта джойстиков (совместимы с контроллерами Atari 2600), каждый поддерживает 5 цифровых и 2 аналоговых сигнала.
  • Питание:
    • 5В DC и 9В AC от внешнего источника питания.

Интересно

  • Commodore 64/128 были замечены в качестве средств разработки раннего компьютерного дизайна и телевизионных презентаций.
  • Звуковой чип SID до сих пор очень популярен. Timbaland в 2007 году использовал SidStation в своём творчестве.