Новая реальность - информационный игровой портал

Игровые системы » Atari 8-bit

Логотип Atari 8-bitAtari 8-bit (Atari 400, Atari 800, линейки XL и XE) - серия восьмиразрядных домашних компьютеров, которые производила компания Atari с 1979 по 1992 года. Сердцем всех машин служил процессор MOS Technology 6502. Было выпущено множество моделей, но кардинально они ничем не отличались друг от друга. В целом, серия 8-ми биток от Atari имела коммерческий успех - 2 миллиона проданных машин с конца 1979 по середину 1985 года.

Пролог

Как только в 1977 году была выпущена игровая консоль Atari 2600, команда инженеров из компании Atari, а точнее из Исследовательского Центра Atari Grass Valley - Джо Декруа, Джей Майнер и Стив Майер (англ. Joe Decuir, Jay Miner и Steve Mayer), назвавшие свою группу Cyan Engineering, приступили к проектированию преемницы VCS. Нолан Бушнелл тогда предрекал только 2-3 года жизни новой приставки, после чего консоль уже технически устареет. В то время ещё не было хитов, из-за которых стоило отдавать предпочтение именно Atari 2600, так что замена должна была увидеть свет уже в 1980 году. Новая приставка без проблем должна была проигрывать все крутые игры по 1978 год включительно, ведь даже самые увлечённые игроки замечали разницу между аркадными играми того времени и приставочными, не в пользу последних.

Получился не слишком уж шикарный прототип, блещущий своей мощью - это была почти та же 2600, но с улучшенной графической подсистемой и звук имела получше. Последующий оглушительный успех Atari 2600 поставил под вопрос сроки выпуска новой консоли. И пока инженеры решали, что нужно было сделать с видео у системы, а огромное внимание уделялось CTIA (Color Television Interface Adapter) в мире произошел некий переворот, бум. А именно бум компьютеров.

Началось все с Apple II, Commodore PET и TRS-80. В конце 70-х только ленивый не задумывался над выпуском собственного компьютера. Нолан Бушнел, не желавший для Atari компьютерного будущего, считая, что ей лучше оставаться в игровом секторе, был уволен. По одной из версий, Бушнел просто не хотел конкурировать с детищем Стива Джобса, бывшего сотрудника Atari. На самом же деле, он считал, что у Atari 2600 скоро начнутся большие проблемы и ей нужна достойная замена, иначе бизнес придёт в упадок уже в 1982 году.

Новый генеральный директор Atari, Рэй Кассар (англ. Ray Kassar), поставленный во главу от Warner Communications решает, что новый прототип во что бы то ни стало должен получиться компьютером. "Сражаться" на рынке новый продукт должен был с Apple II, так что, инженеры спешно улучшают видео новой системы так, чтобы она умела работать с символьной графиков (чем не могла похвастаться Atari 2600), добавляют новые интерфейсы для подключения периферии и встраивают язык BASIC. Необходимость в символьной графике привела к разработке специального сопроцессора ANTIC.

Итак, новая игровая система была перенацелена на рынок компьютеров.

Железо

Для удовлетворения всех графических потребностей, главной задачей группы Cyan было создание достойной графической подсистемы. Джей Майнер, как системный архитектор, возглавил группу инженеров: Джо Декруа, Джорджа Макклауда (англ. George McCloud) и Франсуа Мишеля (англ. Francois Michel), разрабатывающую микропроцессор  ANTIC для обработки информации дисплея и графический чип CTIA для вывода картинки на экран.
GTIA это тот же CTIA, только улучшенный, в компьютерах использовался с 1981 года. Вместе с ANTIC они сформировали сердце видеоподсистемы новой платформы.

ANTIC - сопроцессор, который отвечал за дисплейную графику, за ее инструкции. Инструкции описывали как и где каждая линия должна быть изображена, откуда загрузить данные и пр. ANTIC все это читал, используя DMA (прямой доступ к памяти) и отправлял данные на GTIA.
GTIA - тоже микропроцессор. Он получает информацию от ANTIC, управляет спрайтами, столкновениями объектов, приоритетами, цветовым контролем и контролем яркости. GTIA всю эту информацию преобразовывает в аналоговый сигнал.

Был также и четвёртый чип (если считать с ЦП), который отвечал за ввод данных с клавиатуры, генерацию звука и подключения периферийных устройств. Его назвали POKEY. Работали над ним ведущие разработчики новой системы, а заканчивал Даг Нбюбауэр (англ. Doug Neubauer). Так что, у машин Atari было 4 приличных канала звука с возможностью регулирования уровня громкости, частоты и формы синусоиды в каждом из каналов.

Бейсик

Первоначально Atari хотела адаптировать Microsoft BASIC, урезав его до 8 Кб, дабы уместить в ROM. Однако версия для 6502 занимала целых 12 Кб. Увеличивать ёмкость памяти, тем самым увеличивая цену компьютеров не хотелось, а урезать тоже не получилось. Поэтому Atari ничего не оставалось, как разработать (руками корпорации SMI) свой язык программирования - Atari BASIC.

Билл Гейтс, соответственно, остался не у дел, так что Алан Миллер, занимавшийся вопросами выбора Бейсика, косвенно повлиял на то, что Гейтс много времени стал уделять разработке программного обеспечения для IBM PC.

Над операционной системой работали легендарные программисты, известные ещё с Atari 2600 - Алан Миллер, Ларри Каплан, Боб Уайтхэд и Дэвид Крейн (англ. Alan Miller, Larry Kaplan, Bob Whitehead и David Crane). Их ещё называли фантастической четвёркой. ОС писалась около 8 месяцев.

В результате, на тот момент как в графическом отношении, так и в звуке система от Atari являлась самой совершенной среди подобных!

Две красотки

Компьютер Atari 400Было решено выпустить две модели компьютеров. А мужчины даже в США мужчины, так что, рабочие названия проектов были Кэнди (англ. Candy) и Колин (англ. Colleen) в честь двух очень привлекательных секретарш компании. Различия в моделях следующие: Colleen позиционировалась как компьютер, в то время, как Candy как игровая машина или гибрид игровой консоли. Колин должна была иметь слоты для RAM и ROM, второй слот для картриджей ёмкостью 8 Кб, вывод картинки на монитор и полноценную клавиатуру. На долю Кэнди досталась мембранная клавиатура и внутренние слоты расширения памяти.

В декабре 1978 года Atari представила свои компьютеры - Atari 400 (уже известный нам как "Candy") и Atari 800 ("Colleen"), хотя широко они не раскручивались до ноября 1979 года. Основное отличие между 400 и 800 заключалось в объёме памяти: 8 Кб против 16-ти, хотя была возможность расширения до 48 Кб. О других отличиях я уже написал выше, добавлю, что эти два компьютера имели четыре порта для джойстиков, совместимых с Atari 2600.

А бюрократы не дремали. FCC (Федеральная комиссия по связи) установила жёсткое ограничение на помехи, вносимые в телевизионный сигнал электронными устройствами. Так как машины Atari включали в себя и схемы формирования телевизионного сигнала, они должны были быть экранированы. Остановились на алюминиевом саркофаге, который ещё и придавал прочности корпусу. Правда, в корпусе должны были оставаться отверстия для ввода-вывода, им тоже уделили внимание. Имеющиеся интерфейсы расширения не совсем подходили. В компьютеры Atari включили дорогой последовательный интерфейс, названный SIO (Serial Input/Output). Вся периферия, все внешние устройства (кассетные магнитофоны, дисководы, принтеры) можно было соединять в цепочки, используя этот экранированный интерфейс. Аналогичная идея заложена в современные USB.

Названия моделям придумали быстро - в аналогии с планируемой ёмкостью RAM: 4 Кб для 400 и 8 Кб для 800. Но, к моменту выпуска, цены на память стали снижаться, так что обе модели получили по 8 Кб. Так как цены продолжали и дальше падать, вскоре появились модели Atari 800 с полноценными 48 Кб памяти. При этом все слоты памяти были задействованы, но встала проблема с перегревом - от корпусов для модулей расширенной памяти пришлось отказаться.

Несмотря на мембранную клавиатуру и единственный внутренний слот картриджа, продажи Atari 400 превысили продажи Atari 800. По этой причине, многие разработчики не использовали правый слот, который был только на модели 800.

Компьютер Atari 800Первые поставки машин начались только 29 августа 1979 года для продаж в дистрибьюторской сети Sears, начиная с 1 сентября. Правда, без должной рекламы машины вернулись обратно. Только в ноябре месяце в журнале Byte появилась какая-то информация о новых машинах Atari. Модель 400 стоила $549, а 800 - $999. К концу 1980 года было продано 35000 машин.

Судьба компьютеров Atari могла сложиться намного удачнее, если бы Warner не тупила со своей политикой. Любого, написавшего игру для компьютеров Atari могли запросто усадить за решётку. Система в начале своей эволюции оказалась закрытой для разработчиков, и эти два года поставили крест на всей линейке... Разработчиков игр для Atari 2600 переводили в раздел игр 400/800, а так же нанимались программисты, например, 4 сентября 1979 года Крис Кроуфорд (англ. Chris Crawford), ведь игры должен был кто-то писать...

Появились и первые игры - 3D-Tic-Tac-Toe, Super Breakout и Space Invaders, причём последняя игра, несмотря на то, что могла быть просто портирована без потери качества, получилась совсем иной.

В 1981 году руководство чуть не приняло решение о полной отмене разработки всех игр для Atari 400/800, дабы дифференцировать её от игровых приставок. Масла в огонь подлила игра Star Raiders - первая, демонстрирующая "серьёзную" 3D графику. Это был настоящий хит. Компьютеры Atari ещё больше упрочили звание "несерьёзных" (игровых) компьютеров, их попросту считали улучшенными 2600. В это время пишется некоторое количество образовательных программ. Тем не менее, с 1981 года для платформы один за другим стали появляться хиты от сторонних производителей.

Лиза (Liz)

Компьютеры 400/800 продавались неплохо, но все же не так, как Apple II. К тому же 800 серия была слишком дорогой. Доставляли неприятности и модули расширения памяти - слот картриджей под них всё же стоил денег, было гораздо дешевле монтировать микросхемы на плате. А Atari 400 уже морально устаревал, памяти этой модели не хватало, да и клавиатура была не ахти. А тут ещё и FCC смилостивилась, выпустив систему рейтингов для домашних цифровых устройств. Класс B допускал радиочастотные излучения, не оказывающие влияния на радиоприёмники и телевизоры. Мощный металлический корсаж уже не требовался.

Видя это, Atari начинает в 1982 году разработку прототипов Sweet 8 (или "Liz NY") и Sweet 16. Результатом этой работы стали компьютеры, очень похожие на 400/800, но более легкие и дешевые. Развитие технологии производства чипов позволило уменьшить число микросхем. Улучшенный центральный процессор 6502С (SALLY), благодаря добавлению всего одного разъёма, позволял сэкономить на 4 микросхемах. Кстати, SALLY можно найти и в последних партиях 400/800. Внутри машины теперь располагалась только одна плата, которую было проще экранировать.

Как и предшественницы, Sweet 8/16 задумывались сестричками, 1000 с 16 Кб и 1000X с 64 Кб RAM. В качестве интерфейса расширения у моделей серии 1000 появился разъём  Parallel Bus Interface (PBI) в тыльной части машины.

В 1982-м же году выпускается и игровая приставка Atari 5200, являющаяся по-сути Atari 400, но системы совместимы не были, хотя, уже в наше время некоторые игры силами программистов-любителей портируются с Atari 400 на Atari 5200.

1200XL

Компьютер Atari 1200XLВсё бы хорошо, но к моменту выпуска новый компьютер появился в единственной комплектации, являясь гибридом обоих проектов Sweet 8/16. 1200XL имел 64 Кб памяти, встроенную систему тестирования, новую клавиатуру с 4 функциональными клавишами и кнопкой Help. По сути, это больше Sweet 16, нацеленный на конкуренцию с легендарным Commodore 64. Правда, у последнего картинка выводилась в большем разрешении, звук  посерьёзнее, и цена привлекательнее.

Только не думайте, что всё было так хорошо. PBI коннектор так и не был внедрён, остался SIO. Самое отвратительные было то, что коннектор +12В остался не подключенным, так что, сохранилась совместимость только с теми устройствами, которые питались от +5В.

Улучшили еще и видео чип у 1200XL, изменения касались регуляции насыщенности цветов. Но кто-то накосячил и не подключил разъём, отвечающий за "цветастость" к порту монитора, так что, никакой насыщенности попросту не стало.

Перестановка портов сделала трудным, либо вообще невозможным использование некоторых джойстиков и картриджей. Два порта джойстиков убрали, как и внутренний динамик. А изменения в операционной системе, направленные на поддержку новых устройств, вызвали определённую несовместимость со старым программным обеспечением!

Да, много было ошибок и недоделок у 1200XL, поэтому он и продавался отвратительно. Цена, которую хотели понизить, все равно осталась на уровне 800 серии. 1200XL по производительности был недалёк от 800, а стоил намного больше. Покупатели, после выпуска 1200XL стали активно скупать 800-ю модель, пока она не успела исчезнуть с прилавков. Прожила новая система с конца 1982 года по 1983-й, а в Европе вообще не появилась.

Новые XL машины

Компьютер Atari 800XLНо прогресс не стоит на месте. Commodore затевает ценовую войну с TI. Машины Atari, хоть и не попали под раздачу, но их цены уже не могли тягаться с дешёвыми Commodore. 1200XL был чуждым и дорогим продуктом. Чтобы удержаться  на рынке компьютерных технологий, Atari приходится исправлять ошибки 1200 XL и разрабатывать новые модели. Основу дизайна оставили прежней, схему пересмотрели в сторону упрощения. В качестве порта расширения внедрили PBI, правда, из периферии для него был выпущен только модуль для картриджей расширения памяти к модели 600XL.
Новыми компьютерами стали 600XL, 800XL, 1400XL и 1450XLD. Они были представлены еще в 1983 году на летней выставке CES (Consumer Electronics Show).

  • 600XL модель была похожа и чуть меньше 800. 600XL имела всего 16 Кб RAM, однако можно было увеличить до 64 Кб. Прекратили производство модели в 1984 году.
  • 800XL была той же 600XL, только памяти изначально имела 64 Кб (с расширением до 128 Кб). Производство этих компьютеров прекратили в 1985 году.
  • 1400XL и 1450XLD имели встроенный модем (300 бод) и голосовой синтезатор. Также 1450XLD включал в себя встроенный двухсторонний дисковод. Правда, выпуск этих машин всё время откладывался, в угоду дешёвых моделей. XLD версия вообще не поступила в продажу.

Выход новых компьютеров задерживался из-за установки новой конвейерной линии, ведь производить машины в Штатах было дорого, производственные линии налаживались на Востоке (Тайване скорее всего). Поэтому их увидели только к рождеству 1983 года. И то, 600/800, нацеленные на конкурентную борьбу с Commodore 64, в отличие от последнего, поставлялись в ограниченном количестве. 800XL был самым популярным компьютером из всей линейки. Этот факт даже заставил Atari отодвинуть даты выпуска 1400XL и 1450XL. Но в конечном счете последние так и не вышли в продажу простому населению.

И тут настал видео игровой кризис 1983 года. А как вы знаете уже, Atari больше всего надавливала на свою консоль Atari 2600. Деньги утекали рекой ежедневно, миллионами долларов, и, в конце концов, компания Warner Communications решила продать Atari сторонней фирме. А именно Commodore. Хотя отчасти я не прав - Джек Трэмиел (президент Commodore) уволился из компании и через некоторое время скупил Atari.

Ещё прототипы, никогда не увидевшие свет: 1600XL, 1650XLD и 1850XLD. 1600XL должен был стать двухпроцессорной системой, способной обрабатывать код 6502 и 80186. 1650XLD то же самое, но в корпусе 1450XLD. Их разработка была отменена когда James J. Morgan стал генеральным директором и решил вернуть Atari к истокам - видеоиграм.
1850XLD должен был базироваться на Amiga Lorraine, позже ставшей Commodore Amiga. Эти модели были отменены Джеком Трэмиелом, и серию XL заменила серия XE..

XE серия

Компьютер Atari 65XEПоследними компьютерами в 8-битном ряду у компании стали 65XE и 130XE (XE означает XL-Expanded). Обе модели были анонсированы к выпуску на 1985 год, как и первые модели Atari ST - 130ST и 520ST.

65XE (сперва назывался 900XLF) был заменой 800XL, точнее это был тот же самый компьютер, только без PBI. Обе модели имели Enhanced Cartridge Interface (ECI). 130XE шел с 128 Кб памяти Ram.

В Европе, вернее, в Восточной Европе, выпустили и 800XE. Это был тот же 130XE, только памяти в два раза меньше. Правда, Европейские модели имели бракованный GTIA чип, в особенности машины, произведенные в Китае в 1991 году.

Компьютер Atari 130XEЕсть и еще более экзотические модели в линейке Atari 8-bit, которые никогда не увидели свет. Это Atari 65XEP и Atari 65XEM. Первый был портативной версией 65XE (со встроенным монитором и 3,5? дисководом); а второй точно такой же 65XE, но с усовершенствованным процессором "Amy", который улучшал звук системы.

В Восточной Европе, в особенности в Польше, Atari XE приняли очень тепло. За короткий период времени было выпущено приличное количество игр. У нас как грибы стали появляться залы компьютерных игр, в которых можно было насладиться игрой. Именно в этих залах я и "подсел" на хиты прошлого.

1 января 1992 года Atari официально остановила продажи всех 8-битных компьютеров.

XE Game System

Игровая приставка Atari XE GSВидя, что Nintendo буквально поглощает видеоигровой рынок, Atari Corp. в 1987 году выпускает XE Game System (XEGS). К тому времени на рынке были ещё и Atari 7800, да Atari 2600 Jr - полный бред от руководства фирмы. XE Game System продавалась в комплекте с клавиатурой. Так же в комплекте поставлялись: джойстик, световой пистолет XG-1 и пара игровых картриджей (Bug Hunt и Flight Simulator II). Была даже встроенная игра - Missile Command. По сути, XEGS это тот же 65XE, так что в плане совместимости со старыми играми у него было всё в порядке. А вот продажи не задались из-за плохой рекламной компании и отсутствия новых игр.

Технические характеристики:

  • Процессор: 8-битный 6502 (MOS Technology) на частоте 1,789 МГц у NTSC и 1,773 у PAL
  • Ram: от 8 Кб до 128 Кб (в зависимости от модели), максимум 4128 Кб (и то не у всех компьютеров)
  • Rom: 10 Кб (400/800), 16 Кб (1200XL) у всех остальных 16+8 Кб (8 Кб на Atari BASIC)
  • Разрешение (официально): до 320 х 192
  • Спрайты: одновременно 128 объектов размером 8 х 8
  • Цвета (официально): до 16 из палитры в 256 цветов
  • Звук: 4 канала, 8-битный, моно
  • Операционная система: без особого названия (ну можно и AtariOS), просто Revision A (400/800), Revision B (400/800), Revision 10 (1200XL), Revision 11 (1200XL), Revision 1 (600XL), Revision 2 (XL/XE), Revision 3 (800XE)
  • Носители информации: 5,25" дисковод, 3.5" дисковод, кассетный магнитофон, картриджи (для 800), жесткий диск (Atari никогда не производила его, но сторонние производители смогли) на 5, 10 и 20 Мб.

Графические возможности

Несмотря на то, что "дружба" ANTIC и GTIA позволяла создавать самые причудливые режимы отображения текста и графики, в Atari BASIC, посредством команды "GRAPHICS" можно было выбрать только "стандартные" режимы:

  • Текстовые: 40x24, 20x24 и 20x12
  • Графические: 40x24 @ 4 цвета, 80x48 @ 2 либо 4 цвета, 160x96 и 160x192 @ 2 либо 4, 320x192 @ 2 цвета.


Самым "продвинутым" в плане цвета был режим 80x192 (только чип GTIA). Это 9 цветов из регистров палитры цветов. А палитра состояла из 15 оттенков цветов Atari одной яркости, плюс чёрный цвет, либо 16 оттенков серого.

Используя прямой доступ, можно было добиваться и более значимых результатов. Это псевдо-256-ти цветные режимы: графический 80x192 и текстовый 80x24. Правда, различия между PAL и NTSC вносили свои коррективы. Например, игры для Европы могли идти в другом разрешении и с другой скоростью в США, и наоборот.

Графическая система Atari позволяла запросто получать на экране 128 цветов и добиваться разрешения в 384x262 пикселей. Если бы это было реализовано на уровне системы...

Периферия

За время жизни для 8-ми биток Atari было выпущено большое количество периферийных устройств:Джойстик Atari 8-бит

  • Кассетники, позволяющие записывать игры на стандартные кассеты со скоростью 600 бит/с. Правда, кассетники были фирменными, использовать стандартные проигрыватели кассет было нельзя.
  • Дисководы 5.25'', включая простые, улучшенные, и модели, работающие с дискетами двойной плотности.
  • Принтеры различных типов: матричные, термальные, 4-х цветные плоттеры и ромашковые принтеры.
  • Модемы и сетевые адаптеры.
  • Всевозможные джойстики, контроллеры
  • Другая периферия, включая систему расширения Centronics/RS-232, цифровую клавиатуру, модули памяти, жёсткие диски, звуковые синтезаторы, сенсорную панель и экранный модуль для 80-ти столбцового режима отображения текста.

Вся периферия подключалась к порту SIO, что позволяло соединять устройства в цепочку.

Интересные факты

  • Atari 400 стал первым компьютером, в котором использовались сопроцессоры, разгружающие основной процессор.
  • Если бы Билл Гейтс всё-таки работал над Бейсиком для Atari, история компьютерного мира могла быть совсем другой
  • Линейка 8-ми битных компьютеров Atari по-сути одна большая авантюра, ведь было выпущено не меньше 10 моделей от одного производителя, по начинке незначительно отличавшихся друг от друга!

Интересная статистика продаж компьютеров: http://jeremyreimer.com/postman/node/329

Редакция документа от 01.04.2010 года