Новая реальность - информационный игровой портал

Новости и обновления » Сайт и всё околоигровое » Видео

Tvadimka - Чужой. Ретроспектива. Часть третья.

Дата: 24.10.17 15:24    Рубрика: Видео    Просмотров: 289 Печать


Трудно не согласиться тем, что счастье - это когда человек знает, чего он хочет, и стремится к этому. В этом отношении Дэвид Гилер и Уолтер Хилл глубоко несчастные люди. И ладно бы, терзались сами, но ведь и другим палки в колёса толкают. Характерный пример - кинолента, о которой мы поговорим сегодня, "Чужой 3", завершающая нашу с вами ретроспективу настоящих "Чужих". Фильм, который многие ругали, потому что вместо напряжённого космического ужаса на выходе получилась практически артхаусная драма, где инопланетному чудовищу отведена роль этакого стихийного бедствия, катализатора отношений между персонажами картины.





В самом деле, замени Чужого каким-нибудь маньяком, призраком или взбесившимся компьютером тюрьмы, фильм мало что потеряет. Потому что Финчер. А Финчер ищет монстров не в космосе, он вытаскивает их из людей, которые ходят рядом. Почти анатомическое безумие, которым пропитана значительная часть его картин, отталкивает. И не особенно хорошо вписывается во вселенную Чужих, которая про плохих чудовищ и хороших (за редким исключением) людей. Но подождите, через четыре года свет увидит четвёртый фильм, где Чужие станут чуть ли не персонажами ситкома, так что едва ли можно упрекать третью часть за то, что в ней осталось мало от "Чужого".



А ведь началось всё не то, чтобы хуже, чем с теми же "Чужими". Гилер и Хилл задумались над продолжением имевшей немалый успех ленты Кэмерона аж в 1987 году. И точно так же, как в случае с "Чужими", продюссеры совершенно не представляли, что же должно получиться на выходе, да еще и госпожа Уивер откащалась от участия в будущем проекте. Ситуация неприятная, если только нет хорошего сценария, где можно так отвлечь зрителя от смены актерского состава, что он вообще через пять минут забудет, кто такая Рипли и с чем её едят. И началась настоящая чехарда со сценариями.



Самым первым и заметным вариантом стал опус - кого бы аы думали? - отца киберпанка Уильяма Гибсона, законченный в 1988 году, как раз до забастовки сценаристов в Голливуде. В его версии третьего фильма инопланетное чудовище превратилось в настоящую игрушку в противостоянии двух мегакорпораций, что для киберпанка вполне традиционно. Корпорации являют собой гротескное изображение СССР и США, причём представоены они одна ублюдочнее другой. В ходе противостояния в лабораториях выводится новый вид Чужих, который зреет в носителе за считанные минуты, да ещё и не в Грудолома, а во взрослую особь, которая появляется на свет, срывая с себя плоть носителя, как поношенный костюм. А Рипли Гибсон не стал убивать, а всего лишь отправил в кому.



Если представить работу Гибсона визуально, становится ясно, почему эта версия не попала на экран. Во-первых, она была слишком масштабной, а значит - слишком дорогой. Здесь 18,5 миллионов вечнозелёных, потраченные на второй фильм, покажутся сущими копейками, хотя в итоге на производство третьего "Чужого" ушло целых 65 "лимонов". К ним мы ещё вернёмся, просто заметим так, по-хорошему, что солидный бюджет окупить не так-то просто, особенно если учитывать вторую проблему сценария Гибсона. Фильм получился бы исключительно жестоким (а по-другому в киберпанке не бывает, вспомните хотя бы "Нейроманта" или "У меня нет рта, чтобы кричать"), и ему было бы тесно даже в рейтинге "R", а это, согласитесь расширению аудитории не способствует. Поэтому Гилер и Хилл отклонили этот сценарий, а Гибсон не мог заниматься доработкой своего детища ввиду заняиости в киноадаптации "Джонни-мнемоника".



За переработку идей Гибсона взялся Эрик Рэд, сценарист культовой киноленты "Попутчик" с Рутгером Хауэром в роли главного злодея. Но у него вышел настолько кислотный трэш, что даже маэстро Филип Дик нервно поежился в своем измерении. В его варианте Рипли была мертва с самого начала - на месте ее развороченной криокапсулы находили яйца паразитов. Само действие разворачивалось на космической станции, на одной из сторон которой находились фермы где выращивали скот, а на другом - военная база. Военные решили поэкспериментировать с чужеродным материалом, и доэкспериментировались до чужекоров, чужесвиней и чужекомаров. К тому же Чужие научились заражать неживые предметы - так, к концу фильма станция превращается в гигантского Чужого, гибрида из стали и плоти. И хоть это всё попахивает шизой в терминальной стадии, я бы не отказался посмотреть на это на большом экране. Но Гилер и Хилл сочли этот бред слишком уж бредовым, отчего с Рэдом прекратили отношения. Сам сценарист в 2010 году официально заявил, что написал полную чушь, вот только на осознание своей ошибки у него ушло многовато времени.



За сценарий взялся Дэвид Туи, знакомый нам по чужеподобной "Кромешной тьме" и "Хроникам Риддика". И надо сказать, некоторые элементы своего варанта "Чужого", этот персонаж перенес в "Кромешную тьму". В частности, главный герой-уголовник, специалист по побегам из исправительных учреждений, стал прообразом Риддика, а другая половина сценария перекочевала аж в "Чужой. Воскрешение". Правда, там не было клонированной Рипли и прочего чисто французского бреда. Сценарий Туи был бы принят в работу, если бы Уивер, как сваха переезжая, внезапно не согласилась сниматься в третьей части. Нужно было срочно переписывать сценарий, чего Туи не дали сделать, попрощавшись с ним по-английски (видимо, потому, что режиссером первой ленты был британец).



Над историей засели Винсент Уорд и Джон Фазано, которые предложили перенести место действия на деревянный планетоид с монахами, а также заразить Рипли Чужим. Кроме того, уже в этом варианте Хикс и Ньют были мертвы, правда в конце по сценарию гибла не Рипли, а человек, извлекавший из неё Грудолома. Несмотря на неплохую идею и социальный подтекст, в версии Уорда и Фазано было немало психоделики, вроде задушевных бесед Рипли с каким-то шизанутым белокурым андроидом (казалось бы, причём здесь Дэвид из "Прометея), кошмаров Рипли об изнасиловании её Чужим, а также Череполомов, вылуплявшихся из людских голов.



Понятное дело, такой бред надо было шлифовать. Вот только в каком направлении это делать, Гилер и Хилл досих пор не представляли, а студия уже потихоньку постукивала кулаком по поводу срыва сроков. В результате чего продюссеры махнули на всё рукой и назначили Уорда режиссёром картины и дали старт съёмкам и строительству декораций. А в процессе, мол, доведём сценарий до ума. Ну а что, у нас вот завод, на котором я работаю, тоже по таким принципам изготавливает продукцию. Понятное дело, получается чёрт-те что и сбоку бантик, но это закономерно. Видимо, наши всемогущие не видели фильма "Чужой 3" и не слышали о том, как его снимали.



Ну а в проект, наконец, пришел Дэвид Финчер, пытаясь навести в бардаке из идей и набросков хоть какой-то порядок. И тут же столкнулся с твердолобостью Гилера и Хилла, которым казалось, что история третьего "Чужого" просто обязана быть простой и непритязательной. Финчер же хотел добавить картине человечности, сместив акценты на отношения персонажей и их истории, а не зацикливаясь на побегушках от чудовища. Конфликт разгорался всё ярче с каждым днём, пока в один прекрасный момент Финчер не послал Гилера и Хилла к такой-то матери иине покинул проект. То есть, постпродакшн и монтаж прошли мимо режиссера, отчего и получилось...



А что же получилось? В окончательной версии сюжета Рипли в капсуле с "Сулако" попадает на планету-тюрьму, где система безопасности идеальна - из учреждения просто некуда бежать. Никакого оружия, никаких вышек. И никакой надежды. У заключённых осталась лишь Вера, которая, судя по всему, перекочевала в историю из версии с монатырём. Хикс и Ньют, которые также были в спасательной капсуле, погибают при посадке а вернее - при крушении. Но полаать, что Рипли - единтвенная, кто уцелел в катастрофе, было бы слишком наивно. В колонию проникает Лицехват и заражает... Или собаку, или коровью тушу, смотря какую версию вы смотрите. Та, что с тушей - режиссёрская, её смотреть несколько приятнее. Но и она не без греха, потому как Финчер не смог никаким перемонтажом исправить главный недостаток картины - её визуальный ряд, который заставляет зрителя задатт всего один вопрос: "Где?".



Где, я спрашиваю 65 миллионов потраченных долларов? Ладно, 5,5 ушли Сигурни Уивер, 7 миллионов превратились в неликвид по причине отхода от концепции деревянного планетоида. Но остальное-то? Сказать, что фильм выглядит дёшево - ничего не сказать. Убогие экстерьеры. Убогая моделька Чужого. Не компьютерная, как кажется на первый взгляд, а самая настоящая, снятая на фоне зелёного экрана. Как? Как можно было умудриться так неумело работать с хромакеем, чтобы ненатуральность чудовища настолько явно бросалась в глаза? Вменять это в вину Финчеру бессмысленно - в конце концов, он работал только с пленкой и актерами, и в кадре всегда ровно то, что нужно. Нанятая для обработки материала компания Amalgamated Dynamics в своём деле тоже были далеко не новички - ребята, как никак, работали над "Дрожью земли" и даже над "Звёздным десантом". И вот ведь парадокс - копеечная лента (11 миллионов долларов в 1990 году уже были копейками, по меркам кино, конечно) "Дрожь земли" выглядит в разы лучше третьего фильма о Чужом.



Что же пошло не так, спросите вы. Мне причиной столь некачественной работы видится то, что мы с вами привыкли называть рабочей атмосферой. Согласитесь, если ваши старания вознаграждаются хотя бы пресловутым "Спасибо", то и трудиться вы будете с усердием. Даже вот из жизни пример приведу - работал я, знаете ли, на урановом руднике. Смена была 12 часов, и так месяц, без выходных. Но знаете что? После смены я частенько оставался заниматься всяческими полезными программами и апдейтами уже того, что имелось на сервере АСУ. Просто потому, что каждое утро ко мне в кабинет заходил директор рудника, смотрел, чего я за вечер наделал и чисто по-мужицки говорил: "Красавчик". Согласитесь, мотивирует. Но когда мне пришоось сменить место работы, на новом месте отношение власть имущих к "черни" было и остается скотским. Мол, заткнитесь и делайте что говорят, а не нравится - мы никого не держим. Отгадайте, где я выкладывался больше?



Так и в случае с "Чужим 3". Гилер и Хилл совсем с катушек съехали, постоянно всех дёргали, погоняли, сроки катастрофически не выдерживались. Да, кое-что мне это напоминает, но не буду повторяться. И притом, как обычно, виноваты в отставании от графика сами продюссеры - нефиг было сопли жевать в самом начале. А исправлять их ошибку должны были другие. Но ведь любая работа требует времени, а спешка нужна, как всем известно, при ловле блох и при поносе. Блох в кино не видно (даже вшей вырезали), так что выбор невелик.



Но кто бы мог подумать о том, что под столь непрезентабельной обёрткой скрывается столь необычный киноопыт. Несмотря на все мыслимые трудности, Финчеру удалось двинуть сериал дальше. Если первая часть "Чужих" была "ужастиком", вторая - напряжённым боевиком, то третья превратилась в настоящую драму, депрессивную и мрачную, что вообще свойственно работам режиссёра.




В первую очередь бросается в глаза то, что Финчер довольно быстро стирает грань между чёрным и белым. Рипли, показанная в прошлом фильме этаким нержавеющим терминатором, у которого вместо прошивки непоколебимые моральные принципы, внезапно опускается до сексуальной связи с заключённым.



Причём только потому, что нужно было как-то сменить тему разговора, когда речь пошла о Чужом. Я, конечно, понимаю, что у героини не было мужика почти шестьдесят лет, а тут вроде как приятное с полезным, но почему-то после свершения сего нехитрого акта (в фильме он не показан, а лишь подразумевается) героиня Уивер начинает вызывать отторжение. Да и потом, зачем вообще было умалчивать о Чужом, когда уже стало ясно, что он в колонии? Только для того, чтобы её не считали сумасшедшей? Не ахти какой аргумент для персонажа уровня Рипли.



Или вот, к примеру, доктор Клеменс. Вроде само обаяние, Рипли помогает во всём, прикрывает, если нужно. Ни одной вспышки агрессии за всё свое экранное время не обнаружил. Да вот только доктор этот во времена своей буйной молодости обдолбался морфином и убил нескольких пациентов, неверно назначив дозу препарата. Конечно, в современной отечественной медицине Клеменсов хватает, особенно радует, когда врач ставит диагноз методом "О'кей, Гугл!", но оттого персонаж, блестяще сыгранный Чарльзом Дэнсом, не становится менее убедительным.



Из остальных персонажей стоит отметить Диллона, этакого пахана в колонии, который хоть как-то может обуздать свою шайку-лейку. Он спасает Рипли от изнасилования (странно, но Финчер уж очень охоч до темы насилия над женщиной), но сам при этом маньяк.



Остальные персонажи менее заметны, но очень хорошо вписываются в атмосферу ненормального мира, мира в котором Чужому самое место. За взаимоотношениями героев интересно следить, каждая эмоция, выписанная в сценарии, дарит новый кинематографический опыт. И очень обидно, что ближе к завершению глубокая и трагичная история скатывается в беготню по коридорам. Прямо-таки хочется промотать эту вакханалию и перейти непосредственно к финалу, который у Финчера определённо удался.



Рипли узнаёт о том, что стала носителем для Королевы Чужих, и, после того, как Чужой уничтожен, решает покончить с собой. В это время в колонию прибывают сотрудники Компании во главе с мистером Бишопом, по образу и подобию которого был сделан андроид с таким же именем. Бишоп предлагает Рипли удалить паразита хирургическим путём, но героиня, понимая, что Компании просто нужен Чужой, прыгает в раскаленную печь. Колонию закрывают, оставшегося в живых заключённого увозят. Титры.



Да больше и сказать-то нечего. Очень неоднозначная вещь. Фильм выглядит неважно, однако в нём играет потрясающая музыка Эллиота Голденталя, среди работ которого "Разрушитель" и "Сфера". Сюжет картины слишком прост и банален, однако у истории великолепный финал, а персонажи - живые и объёмные.



Мне фильм нравится за свою необычность, которую многие фанаты вселенной "Чужих" не приняли. Ну а сам Финчер всячески открещивается от своего дебюта. Тем не менее, "Чужой 3" стал заметной попытки расширить рамки серии, наполнить её взрослой драмой, тем самым сделав шаг в сторону серьёзного кино. И тем обиднее то, что творится с франшизой сейчас. Ридли Скотт ушёл в какие-то психоделические дебри, думая, что он снимает умное кино. А кроме него никому работать над фильмами серии не дают. Смотрите хорошее кино.

Автор: Tvadimka

Читать в разделе обзоры: Tvadimka - Чужой. Ретроспектива. Часть третья.

Стоит также посмотреть

Комментарии [2]

Dim
Дата: 30.10.17 12:48
Интересно. Спасибо! :)
А по спин-оффам будет обзор? :)
Tvadimka
Дата: 01.11.17 03:23
Чур меня))Только по играм язык повернется, может, еще по комиксам. Кино под наркозом не хочу пересматривать
Комментирование и добавление новостей доступно только зарегистрированным пользователям.

Вход на сайт