Новая реальность - информационный игровой портал

Новости и обновления » Компьютеры » PC

Doom (1993) - Легенды не умирают

Дата: 08.11.16 23:49    Рубрика: PC    Просмотров: 296 Печать


Отдалённая научная станция на темной стороне луны Теи Тенга, названной также "Задницей космоса". Пятеро сотрудников службы безопасности, среди которых две женщины, один мужик с русской фамилией Петрович, один мужик с русским именем Дмитрий и один будущий мертвец, играют в карты. Учёные курочат свои курочилки, рутина. Вдруг по обе стороны луны открываются врата в преисподнюю, откуда начинают своё шествие орды демонов, превращая сотрудников базы в одержимых жаждой убийства монстров.



Игрок, выбрав одного из четырёх персонажей, начинает свой крестовый поход против адских легионов, проходя через дактилоскопические сканеры с помощью отгрызенных или отстреленных рук офицеров, решая логические задачи и отстреливаясь от чудовищ. Вот так должен был начинаться Doom, тот самый Doom 1993 года, проданный двумя миллионами копий в версии для ПК и позволивший голодному программисту Джону Кармаку купить себе скромную "Феррари". Фактически первый шутер с по-настоящему трёхмерным окружением (враги "дорастут" до третьего измерения лишь с выходом Quake). Игра-легенда.



Игра, благодаря которой появился термин "Doom-клон". Игра, ставшая синонимом "тупого" боевика, хотя вот как раз-таки "по-тупому" игру можно пройти разве что на самом лёгком уровне сложности. И то вряд ли. Игра, предъявившая миру классической набор оружия - пистолет, ружьё, пулемёт, ракетница и всяческие вкусности вроде плазмомёта или BFG (как это расшифровывается - вы и без меня знаете).



Игра, в которой был сделан упор не на интеллект противников, а на конструкцию уровня. Кармаки по максимуму использовали новую технологию - "движок" idTech первой версии, чтобы произвести впечатление на игрока. Уровень в Doom будто бы живёт своей жизнью - он видоизменяется на глазах, там двери откроются, там лестрица вылезет, там вообще стена исчезнет. И зачастую игрок никаких действий для этого не прикладывает - триггеры событий привязаны к определённым участкам пола, и наступая на них, игрок запускает процесс трансформации уровня. Это удивляло и восхищало. Количество противников вызывало восторг - Doom не случайно считается основоположником жанра "мясного" шутера. А динамический каркас игры стал остовом для множества отличных программ, вроде Heretic или Hexen, да и сам Doom выжимал "мотор" практически досуха, удивляя игрока небывалым доселе реализмом.



Doom можно по праву назвать технологическим монстром своего времени, фактически убившим старенькие IBM286. Более-менее сносно игра работала на 386 процессорах - в маленьком окошке и с эффектами по-минимуму. А вот совсем хорошо Doom шёл на "четвёрках". Вот вам и Crysis под MS-DOS. такие требования были оправданы - впервые игроки получили возможность погулять по виртуальному миру, в котором были не только стены по бокам, но и текстурированные пол и потолок и многоэтажные карты с массой секретов.




Оцифрованное игрушечное оружие - ещё один глоток реализма. А вот бензопила была настоящей - принадлежала она девушке Тома Холла, человека, создавшего "Библию Doom", и ушедшего из id Software после того, как этот потрясающий документ был отвергнут Кармаками. Меня бы тоже оскорбило такое отношение к столь фундаментальному труду - в "библии" мало того, что прописана отличная история (о ней я говорил в начале своего рассказа), так ещё и словесных раскадровок уйма. Бери и делай игру. Но Кармаки решили сделать всё по-своему, выбросили на свалку сюжет и реализм, и сделали пёстро-адскую пострелушку.



Кстати, о пестроте. Многие клоны программы практически неиграбельны по той простой причине, что копируют Doom не до конца. К примеру, Star Wars Dark Forces. Чем она выводит из себя? Тем, что в серых коридорах, на фоне серых стен вам предстоит искать серые кнопки, чтобы открыть серые двери. В Doom все кнопки и рычажки нарочито гротескны не потому, что так захотелось дизайнеру. А потому, что их легко отличить от остальных текстур. Вы видите переключатель издалека, и вам не надо прочёсывать каждый сантиметр стен, чтобы нащупать крохотный пиксель кнопки. Классические ключи карты разнятся по цветам - это приём взял Duke Nukem 3D, соответствующие двери окаймлены рамками по цвету ключа. В версии для PSX двери ещё и светятся нужным светом, чтобы было видно издалека. Несмотря на то, что уровни Doom считаются самыми "замороченными" в истории, я такое мнение не разделяю. В Doom 2 - да, возможно. Но в трёх эпизодах оригинальной игры с логикой всё в порядке, достаточно потратить некоторое время на исследование локации.

Let's Play: PSX Doom - Level 1 - Hangar



Другой атрибут "пестроты" - это материалы, из которых создавалась картинка игры. К примеру, в качестве текстуры использовалась фотография сапог из змеиной кожи Адриана Кармака, одной из "адских" текстур была рана на ноге Кевина Клауда, художника игры. Ему же, кстати, принадлежат руки, которые держат оружие. Главный босс - гигантский паук-мозговик - был сделан сначала в макете, а уж потом оцифрован. А ещё забавный факт - над Doom даже профессиональный актёр работал, Майк Допуд. Этот человек потрясающего таланта только и делает, что озвучивает крики и стоны. Именно он подарил голос главному герою игры.



Что же там с сюжетом? Да практически ничего. Пара строк в руководстве к игре, пара строк между эпизодами, две картинки. Doomguy, как окрестила молва протагониста игры, человек высоких моральных качеств, отказавшийся расстрелять безоружную толпу. За это его и направляют на Марс, где учёные корпорации UAC экспериментируют с телепортацией. Эксперимент вышел настолько удачным, что даже черти из ада заглянули полюбопытствовать. Ну а когда любопытство сошло на нет, стали эти черти всех жрать. Главный герой всех побеждает и летит на Землю, радуясь, что туда не проник ни один демон... OR DO THEY? Коне фильмац. Примитив чистой воды. Но это не помешало выйти в свет аж четырём романам, что называется, по мотивам. Doomguy в этих книгах обрёл имя Флинна Таггарта, появились некоторые подробности истории с UAC. Однако в целом книжная серия получилась, мягко говоря, не очень. В особенности, на русском языке. Я бы порекомендовал комикс Doom - конечно, художественной ценности там не ищите, но хотя бы весело. А вообще, сама идея чудищ из параллельного мира достаточно распространена в играх и произрастает из знаменитой повести Стивена Кинга "Туман". Corridor 7, Half Life - такого добра в игровой истории навалом.



Теперь немного о том, в какую версию лучше всего сыграть. Вообще, второй по продажам после ПК-версии был Doom для PSX за авторством Midway, куда вошли Doom, Doom 2 и куча дополнительных уровней. Правда, из этой версии был вырезан весь сюжет - то есть, даже те жалкие строки, за которые цеплялся игрок в оригинале. Тем не менее, в игру добавили посекторное освещение, что заметно улучшило картинку, заменили пластмассовые звуки оригинала на более аутентичные. А задорную дорожку Роберта Принца сменил мрачный эмбиентовый саунд от Обри Ходжеса, позже таким же образом "подпортившего" Quake II для N64. Правда, Doom на PSX от смены музыки только выиграл - вкупе со светом, это сделало игру мрачной и даже кое-где страшной. А какой ещё должна быть игра о том, как орды демонов рвут на куски людей?



Хотя нет, игра о таком может быть ещё и безбожно кровавой. Брутальной. Вы уже поняли, о чём я. Brutal Doom. Потрясающий мод для GZDoom, работает даже на Android. Эта волшебная палочка превращает каждую стычку с монтрами в бойню, а также заменяет оружие, звуки и некоторые эффекты. Пиксельное мясо выглядит просто зверски, можно сказать, что Serious Sam и Crimsonland нервно курят в сторонке. Добавьте сюда ещё возможность сделать "фаталити" противникам, во время которых Doomguy, выбегает из экрана и отрывает руки-ноги-головы. Просуммируйте - и получите настоящую бомбу, лично меня заставившую перепройти все части с дополнениями заново. Для любителей экзотики - попробуйте Doom 64 для N64, тоже необычно.

Doom 64 прохождение часть 1



Вот такая игрушка. Культовая - и не без причины. Трудно сказать, каким бы Doom был, если бы идеи Тома Холла воплотились в жизнь. Но то, каким он стал в результате - данность. Современному игроку, конечно, трудно играть в оригинальную версию и получать от неё удовольствие. Но не ознакомиться с такой классикой было бы просто непростительно. Так что дерзайте! 9 из 10.

Автор: Tvadimka

Читать в обзорах на ТиВи:Doom (1993) - Легенды не умирают

Стоит также посмотреть

Комментарии [2]

Leonis
Дата: 09.11.16 11:53
Эх, классика... Движок игры меня сразил наповал, когда впервые выбрался на открытое пространство. Это было невероятно, я не мог поверить, что компьютер может отрисовать целый объёмный мир...
AU_REvoiR
Дата: 10.11.16 13:54
Крутая игрушка, без вопросов! Я был впечатлен, как сегодня, скажут графоном и атмосферой, динамикой.Играл на ПК. Любил играть с кодами бессмертия и всего оружия.

А вот на приставках не играл.
Комментирование и добавление новостей доступно только зарегистрированным пользователям.

Вход на сайт