Вернуться   TiVi форум > Дневники > slonka

Оценить эту запись

Мои видеокарты. Часть 2.

Запись от slonka размещена 08.09.2017 в 13:32
Обновил(-а) slonka 30.07.2018 в 01:07



Продолжу. Связка, описанная в предыдущей статье, просуществовала у меня долгое время. Бум мультимедийных домашних ПК был в самом разгаре. Количество пользователей росло как снежный ком. У молодых более-менее интеллигентных семей мультимедийный компьютер с диал-ап модемом занимал важнейшее место в квартире. Фирмочки, которые барыжили компьютерным железом, пухли как на дрожжах. Изменился сам принцип продажи компьютеров. Если в середине 90-х годов спекулянты зарабатывали на постсоветском пространстве миллионы долларов, втридорога продавая организациям и физическим лицам купленную на Западе б/у технику, то начиная с конца 90-х, их оттеснили в сторону конторы, собиравшие компьютеры под заказ и торговавшие новыми комплектующими.

На этом фоне, я, со своими первым пнём и первой вудой, из редкого счастливого владельца собственного компьютера медленно, но верно, превращался в обладателя старого рыдвана. И только в 2000 году мне наконец удалось сделать апгрейд. Но апгрейд для того времени был довольно жирным. Athlon Thunderbird 700 под Socket A, мать Gigabyte на AMD 750, 128 Мб PC100. Это последние процессор и системная плата, о которых я здесь рассказываю, потому что этот цикл не о них. Конечно же, они менялись, поэтому не стоит думать, что все видеокарты, о которых я буду писать, работали на этой старой платформе.



Самостоятельные сборщики побаивались этих процессоров. На них не было защиты ядра. И кривыми руками запросто можно было расколоть ядро кулером. Во всем остальном, это был отличный выбор. И далеко не самый слабый. Но на нормальную видеокарту, к сожалению, денег сразу не хватило. Системная плата, при этом, была без встроенных видео и звука. Пришлось покупать простенькую звуковуху и недорогую видеокарту.

Gigabyte GA-620

Nvidia Riva TNT 2 Vanta 8 Mb.






- тактовая частота 100 MHz (125);
- память – SDR 64 bit (128),125 MHz (150), 8/16/32 Mb (32);
- RAMDAC – 250 MHz (300);
- пиксельных конвейеров -2
- TMU на конвейер – 1
- текстур за такт – 2
- скорость заполнения - 200 мпикс/сек (250), 200 мтекс/с (250);
- шина AGP 4x
- техпроцесс 250 нм
- DirectX 6.0.


В скобках указаны значения полной, не урезанной, RivaTNT 2.

Можно, конечно, написать, что я ничего от этого адаптера не хотел, что он - всего лишь временная затычка. Но это была бы полуправда. Vanta действительно была куплена как временная, но поведясь на красивую коробку, я все таки ожидал от ее содержимого большего. Мало того, что во времена GeForce 256, я купил всего лишь сильно урезанную по функционалу TNT 2, так ещё и на борту у нее были жалкие 8 Мб памяти.

С другой стороны, в сравнении с предыдущей Voodoo Graphics 4 Мб, даже эта Vanta была как авиалайнер в сравнении с бумажным самолетиком. На ней летало много того, что в 2000 году на первой вуде показывало слайдшоу. Но один-два облома у меня случились. Купил я как-то первый Metal Gear Solid, ПК версию. Ну, думаю, сейчас как зарублюсь, да в лучшем, чем на PS качестве.





Фигвам – индейское жилище. Игра жутко тормозила. Зато много чего интересного работало отлично. Например,культовая Oni, от ранее также культовой, но потом продавшейся Microsoft, компании Bungie. Сейчас все знают ее по игровой серии Halo.





Выкинув Vanta в 2001 году, я вернулся к 3dfx и, перепрыгнув через Voodoo 2 и Voodoo 3, взял себе сразу Voodoo 4 4500 в bulk комплектации, то есть в антистатическом пакетике, без коробки и с драйверами, скопированными на CD-R.

3dfx Voodoo 4 4500 32 Mb. Bulk



- тактовая частота 166 MHz;
- память – SGRAM 128 bit, 166 MHz, 32 Mb;
- RAMDAC – 350 MHz;
- пиксельных конвейеров -2
- TMU на конвейер – 1
- текстур за такт – 2
- скорость заполнения - 333 мпикс/сек, 333 мтекс/с;
- шина AGP 4x
- техпроцесс 250 нм
- DirectX 6.0.


Это была половинка от Voodoo 5 5500. Причем в буквальном смысле. В Voodoo5 стояли 2 чипа VSA-100, а в Voodoo 4 –один. Умножаем характеристики Voodoo 4 на два – получаем Voodoo 5. По производительности, Voodoo 4 болталась где-то между Riva TNT 2 Ultra и GeForce 256. Надо сказать, что к моменту покупки мной этой карты, успели поступить в продажу и Nvidia GeForce 256, и ATI Radeon, и Nvidia GeForce 2 GTS. Готовилась к выходу Nvidia GeForce 3. Не за горами была Radeon 8500, и даже старинные конкуренты готовились выстрелить картой STM PowerVR Kyro II. Шла настоящая гонка, с несколькими участниками, в отличие от теперешней чехарды двух производителей. Шутка ли, у одной Nvidia, в один 1999 год выходят и TNT 2 и GeForce 256 SDR, а в 2000 г – GeForce 256 DDR и GeForce 2 GTS. А 3dfx тянула кота за хвост, до середины 2000 года продавая Voodoo 3, которая замечательно могла конкурировать с TNT 2, и даже, в перспективе грядущего выхода нового чипа 3dfx, не испугаться революционной GeForce 256, с ее аппаратными T&L. Но этот новый чип, появившийся в продаже в виде Voodoo 5 5500, пришелся аккурат к пришествию GeForce 2 GTS, победить который уже не удавалось. По прозводительности, Voodoo 5 5500 дышала GeForce 2 GTS прямо в спину и только в сценах с включенным полноэкранным сглаживанием вырывалась вперед.





Voodoo 4 4500 поступили в продажу еще позже, к концу 2000 года, и предназначались к завоеванию низкобюжетного сегмента. Но и здесь 3dfx опоздала. Если Voodoo 4 4500 еще могла потягаться с наиболее сильно урезанной GeForce 2 GTS в виде GeForce 2 MX200, то GeForce 2 MX, GeForce 256, и тем более GeForce 2 MX400, обгоняли последнее творение 3dfx без оговорок. А отсутствие у VSA-100 аппаратных T&L, с учетом бешеной гонки видеоускорителей, делало мерворожденной даже Voodoo 5, не говоря уже о Voodoo 4. В драйверах от 3dfx была программная эмуляция этой фичи, но выглядела она жалко.

Спрашивается, зачем тогда я купил Voodoo 4 4500? Во-первых, она была однозначно лучше, чем предыдущая Vanta. Во-вторых, не так уж много я играл и всегда был непритязательным к мощности видеоускорителей. Устраивали же людей GeForce 2 MX200, вот и Voodoo 4 меня устраивала. В-третьих, Voodoo 4 была гораздо интересней той же MX200, хотя бы потому, что у нее был Glide. Аппаратные T&L, которыми обладала MX200, конечно были революцией, но почти номинальной. А Glide хоть и доживал последние деньки, все равно оставался быстрым и красивым.

Однако Voodoo 4 не пробыла у меня и полгода. Срочно потребовалась видеокарта для сборки компьютера знакомых, и отдать ее было самым быстрым вариантом. Знал бы я тогда, насколько живучим будет «культ Voodoo» и какие цены будут запрашивать за Voodoo 4 4500, то сохранил бы ее.

Следующей моей картой была революция собственной персоной.

Nvidia GeForce 256 SDR 32 Mb Noname Bulk.



- тактовая частота 120 MHz;
- память – SDR 128 bit, 166 MHz, 32 Mb;
- RAMDAC – 350 MHz;
- пиксельных конвейеров -4
- TMU на конвейер – 1
- текстур за такт – 4
- текстур за проход - 2
- скорость заполнения - 480 мпикс/сек, 480 мтекс/с;
- шина AGP 4x
- техпроцесс 220 нм
- DirectX 7.0.


Прошу любить и жаловать – первая игровая видеокарта с аппаратными T&L (S3 Savage 2000 не в счет, потому что эта фича в ней реально не работала). Попала она ко мне почти через 2 года после появления, но её исторической значимости сей факт не отменяет. Агрессивный маркетинг Nvidia преподносил эту карту как нечто невероятное. И да, действительно, в рамках игрового, не профессионального, устройства был наконец-то организован весь просчет геометрии. Плюсы налицо – центральный процессор освобождается от этих расчетов, в связи с чем, может готовить больше информации для ускорителя, потому что эта информация упрощается. А ускоритель, в свою очередь, способен просчитать такой поток информации, так как делает все специализированные расчеты, включая расчет геометрии, быстрее CPU, и специально под это заточен. И на словах всё было отлично, и работало тоже хорошо. Все посмотрели технодемки, порадовались и… сели на ту же жопу. В 1999 году слишком много карт не поддерживали эту фичу и писать под нее игры было не очень выгодно. Слегка раскачались игроделы лишь через год, когда бал правили Nvidia GeForce 2 GTS и ATI Radeon. Начали появляться игры, запустив которые без аппартных T&L, ни на что хорошее можно было не рассчитывать. Например, Giants Citizen Kabuto. Выглядела она для 2000 года просто охренеть. Giants даже использовали какое-то время для тестирования видеоускорителей.





Но не успели игры с аппаратными T&L как следует размножиться, как появилась шейдерная архитектура в лице GeForce 3, и всё опять стало по-новому.

GeForce 256 уже можно было с некоторым натягом считать первым полноценным GPU, потому что более 90% расчетов игровой 3D графики брал на себя ускоритель.

Мой GeForce 256 был так называемым Noname – от «безымянного» производителя. На самом деле, меня такие карты никогда сильно не пугали, особенно если они построены по референсной схеме. Потому что Noname это в действительности ОЕМ карты, по какой-то причине попавшие не к именитому заказчику, а куда-то налево. Разумеется, шанс нарваться на некондицию, в этом случае, выше, но всё это барахло продавали с нормальной гарантией, а цена была ниже. Хороший вариант.

В 2000 году закономерно был выпущен GeForce 2 GTS, явившийся развитием GeForce 256. Никаких революций. Более высокая частота ядра и новый техпроцесс. Главное улучшение – два текстурных блока на каждом из конвейеров. «Быстрее, выше сильнее». И только. За ним, как раз в тот момент, когда казалось, что Nvidia уже никому не догнать, выстрелил Radeon от ATI, который объяснил, что не всё коту масленица.

GeForce 256 тоже продержался у меня совсем недолго. На замену ему была куплена другая карта.

Nvidia GeForce 2 МХ400 32 Mb Noname Bulk.



- тактовая частота 200 MHz;
- память – SDR 128 bit, 183 MHz, 32 Mb;
- RAMDAC – 350 MHz;
- пиксельных конвейеров -2
- TMU на конвейер – 2
- текстур за такт – 4
- текстур за проход - 2
- скорость заполнения - 400 мпикс/сек, 800 мтекс/с;
- шина AGP 4x
- техпроцесс 180 нм
- DirectX 7.0.


Казалось бы, замена шила на мыло. Полноценный GeForce 256 на обрезок от GeForce 2 GTS. На самом же деле, это было улучшение – MX400 работал быстрее GeForce 256. Два конвейера, с двумя блоками текстурирования на каждом, в режиме мультитекстурирования были равнозначны четырем конвейерам с одним TMU. Но у GeForce 2 МХ400 существенно выше частоты ядра и памяти, чем у GeForce 256. А в режиме монотекстурирования они примерно равны - GeForce 2 МХ400 добирает производительность более высокими частотами. Кроме того, этот чип не совсем урезок от GeForce 2 GTS. Ядро примерно то же, но кроме удаления двух конвейеров, были и добавлены новые прибамбасы, например, TwinView.

На GeForce 2 МХ400 я и просидел до пришествия следующей революции – вершинных и пиксельных шейдеров. Но об этом позже.

Продолжение...
Размещено в Без категории
Просмотров 523 Комментарии 2
Всего комментариев 2

Комментарии

  1. Старый комментарий
    Аватар для Leonis
    О да, продолжение!! Тоже с большой радостью прочёл, грустно, что вторая часть закончилась, а третья ещё не подоспела.

    Кстати, когда-то давно играл в Oni, но далеко не заходил, она, на фоне более современных игр, смотрелась какой-то серой. Может стоит перепройти однажды
    Запись от Leonis размещена 16.09.2017 в 15:44 Leonis вне форума
  2. Старый комментарий
    Аватар для Mr_Woodrat
    У меня была первая с начала 2000-х годов MSI GeForce 2 MX400 32MB.
    Запись от Mr_Woodrat размещена 05.11.2017 в 23:12 Mr_Woodrat вне форума
 
Текущее время: 18:23. Часовой пояс GMT +3.
Рейтинг@Mail.ru
Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2018, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot